пятница, 21 августа 2015 г.

Система воспитания и обучения Никитиных - что пишут студенты...

Реферат по дисциплине «Педагогика»
на тему «Система воспитания и    
обучения Никитиных»

    Недавно, листая многочисленные странички интернета в поисках материалов для нашего блога «Семилетик изучает и учится»  натолкнулись на работу студентки Владивостока 2011 г.
    Предлагаем Вашему вниманию цитирование работы для ознакомления важности подхода семьи Никитиных к воспитанию и развитию детей и обдумывания своего личного отношения к ребенку в зависимости от Ваших условий жизни.



    Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ
Кафедра педагогики развития

Реферат по дисциплине «Педагогика»
на тему «Система воспитания и обучения Никитиных»

Выполнила студентка ОЗО
специальность « Логопедия»
Владивосток 
2011

Содержание
1. Введение 3
2. О семье Никитиных. 3
3. Основные принципы воспитания «по-Никитински» 4
4. Интеллектуальные игры Никитиных 6
5. Заключение 10
6. Список литературы 11

1. Введение

    Воспитание ребенка - это сложный процесс, существует множество технологий воспитания. Самые главные характеристики воспитательного процесса - это его целостность, системность, цикличность. Под целостностью понимают неразрывное единство процессов воспитания и обучения, а также развития и формирования личности.  
    Воспитание и обучение зависят друг от друга и имеют много общего, хотя наука их различает. Обучение влияет преимущественно на интеллект, воспитание обращено в первую очередь к потребностно-мотивационной сфере личности. Оба процесса влияют на сознание и поведение личности и ведут к ее развитию. В настоящей работе мы рассмотрим систему воспитания детей, предложенную педагогами Б.П. и Л.А. Никитиными.

2. О семье Никитиных

    Борис Павлович и Лена Алексеевна Никитины известны у нас в стране и за рубежом как авторы нетрадиционной системы воспитания детей. На примере собственных детей Никитины убедились, что первые годы жизни ребенка - самое благодатное время, когда разумные заботы мамы и папы дадут самые богатые плоды, которые останутся на всю жизнь и которые при всем желании нельзя столь же успешно вырастить позже.
    Опыт Никитиных доказывает: родители должны постараться окружить детей такой средой и такой системой отношений, которые бы стимулировали самую разнообразную творческую деятельность и развивали бы в них именно то, что в соответствующий момент способно наиболее эффективно развиваться. Семья Никитиных многодетная, в семье было семеро детей. Это вероятно, одна из самых знаменитых семей в мире. Ими интересуются потому, что их метод воспитания дает надежду на осуществление заветной мечты многих родителей - иметь физически крепкого, интеллектуально одаренного ребенка, талантом и успехами которого можно гордиться.

    О семье Никитиных впервые стало известно в конце 50-х годов ХХ века. Никитины воспитывали детей своеобразно, не так как все. Никитинские дети бегали босиком по снегу, были способные выполнять сложные гимнастические упражнения, кипели здоровьем и поражали интеллектом. К трем-четырем годам эти малыши уже осваивали чтение и азы математики, с увлечением играли в придуманные отцом логические игры, а, едва начав учиться в школе, перескакивали через класс. Но, несмотря на все успехи, жители поселка, в котором жила семья Никитиных не понимали и не одобряли их методов воспитания.

    Именно тогда, в 1960-1970-е годы Никитины заложили основы российской родительской педагогики, которые используются и сейчас. Конечно, в системе Никитиных были явные недочеты, о которых писали впоследствии и они сами: по сути, это была система технократического воспитания; здесь растили будущих инженеров, мастеров-золотые руки, а гуманитарная, эстетическая сторона практически отсутствовала.
    Но игры и пособия, которые были разработаны в те годы Борисом Павловичем, поистине уникальны, и до сих пор ни в нашей стране, ни за рубежом не создано ничего, что смогло бы превзойти по своим дидактическим возможностям кубики Никитиных: «Сложи узор», «Сложи квадрат», «Уникуб».

    Никитины были первыми – и очень долгое время единственными – кто писал у нас не о том, как развивается средний ребенок, а как следует развиваться ребенку, если родители поощряют его активность. Они нашли в себе силу, мудрость и мужество противостоять системе, для которой дети были только что не собственностью государства, где по годам, часам и минутам расписывался распорядок жизни ребенка, где учиться следовало по строго определенным программам и только под руководством вымуштрованных этой системой педагогов.
    Никитин еще в конце 50 годов во главе группы педагогов-новаторов обращается в различные инстанции, неустанно говоря о том, что то советская авторитарная школа не отвечает требованиям времени, тормозит развитие детского интеллекта, на корню душит в ребенке инициативность, стремление к творчеству, научному поиску. Педагог выносит на рассмотрение общественности и чиновников проекты радикальной реформы образования. Нетрудно догадаться, что ответом ему были репрессии, клеветническая компания в прессе, практический запрет заниматься педагогической деятельностью (в течение многих лет Борис Павлович мог работать лишь учителем труда в сельской школе).

    И все же, Никитины продолжают проводить свои принципы в жизнь. Именно тогда, в 60-70 годы они закладывают основы российской родительской педагогики. «Все принципы воспитания были выработаны в практике жизни, в общении с детьми. Мы пользовались ими интуитивно, неосознанно, преследуя лишь одну цель: не мешать развитию, а помогать ему, причем не давить на ребенка в соответствии со своими какими-то замыслами, а наблюдать, сопоставлять и, ориентируясь на самочувствие и желание ребенка, создавать условия для дальнейшего его развития… Мы не ставили себе целью научить детей всему как можно раньше, мы старались создать условия для развития их способностей – по их возможностям и желаниям» – пишут сами о себе педагоги.  
    В работах Б.П. Никитина – неисчерпаемый кладезь идей будущей интегрированной педагогики, физического и интеллектуального развития, воспитания и социальной адаптации ребенка. Еще в 60-е годы он раскрыл огромные дидактические возможности деловых, «производственных» игр в семейном дошкольном воспитании, использовал методику «домашнего театра» в решении задач духовного и творческого воспитания и множество других приемов и рекомендаций.
    В книгах Никитиных, особенно ранних, кое-что кажется спорным, да и сами педагоги в конце жизни пересмотрели ряд своих идей. Но именно под влиянием этих книг думающие родители – впервые начинали осознавать, что они и только они, а не сад, не школа и не районная поликлиника несут ответственность за будущее детей. Что только в семье могут по-настоящему развиться интеллектуальные и творческие способности ребенка, что только домашнее воспитание может сделать его независимым, самостоятельно мыслящим человеком.

3. Основные принципы воспитания «по-Никитински»

    По мнению Бориса Павловича и Лены Алексеевны Никитиных, умственное развитие ребенка более чем на 80% формирует именно семья. Понимая это, родители должны со всей ответственностью возлагать на себя главные заботы о воспитании и здоровье своих детей. Несмотря на огромную занятость семейными делами, Никитины нашли время и возможности для колоссальной публицистической работы. Они сумели обобщить бесценный опыт (свой и своих последователей, незаслуженно забытых ученых, данные передовой науки) по проблемам ожидания ребенка, его рождения, воспитания в раннем и дошкольном возрасте в своих книгах.

    По мнению Никитиных, в общении с ребенком взрослые допускают две крайности. Первая – это чрезмерная организованность ребенка. То есть, сверхзаботливый уход и непрерывные занятия, развлечения, игры. При таких обстоятельствах ребенок все свободное время занят тем, что предлагают ему родители, и у него не остается времени для самостоятельной деятельности. А самостоятельность очень важна для каждого. Благодаря самостоятельным действиям ребенок учится, развивается, ошибается и сам оценивает свои поступки и ошибки. Из этих ошибок ребенок получает жизненный опыт и знания. Тем самым он становится более подготовленным к самостоятельной жизни в дальнейшем.
 
    В случае, когда родители чрезмерно опекают ребенка или нагружают беспрерывными развивающими играми и занятиями, ребенок лишается возможности самостоятельно планировать свое время, регулировать время игр и отдыха, с удовольствием, глубоко и полностью погружаться в интересующие его занятия. Ребенок теряет способность принимать решения самостоятельно. Тем самым в большинстве случаев в ребенке пробуждается отказ выполнять желания родителей. Формируются недостатки характера, такие как упрямство, капризность и др.
    В результате этого между родителями и детьми исчезает взаимопонимание, что, как правило, приводит к негативным последствиям в жизни и тех и других. Такой метод воспитания, по мнению Никитиных недопустим. Вторая крайность заключается в заброшенности ребенка. Это значит, что общение с малышом сводится только к его обслуживанию (накормить, напоить, спать уложить). Подобный подход ведет к психологическому голоданию, задержке в эмоциональном и психическом развитии и, в итоге, к умственной отсталости.

    Система воспитания Никитиных отличается от названных выше способов воспитания детей. В основе их системы лежит, прежде всего, труд, естественность, близость природе и творчество. Ребята – хозяева себе, своим поступкам и распорядку. Родители ни к чему не принуждают их, лишь помогают разбираться в сложных жизненных и философских проблемах. Взрослые подталкивают, а не опережают детей, вступают с ними в диалог.
Главной задачей воспитания, по мнению Никитиных, является максимальное развитие творческих способностей подрастающего человека и его подготовка к жизни. Основные принципы своей методы авторы определяют следующим образом.

    Во-первых, свобода творчества детей в занятиях. Никаких специальных тренировок, зарядок, уроков. Дети занимаются, сколько хотят, сочетая спорт со всеми другими видами деятельности.
    Во-вторых, легкая одежда и спортивная обстановка в доме: спортивные снаряды входят в повседневную жизнь ребят с самого раннего детства, становятся для них естественной средой обитания, наравне с мебелью и другими домашними вещами.
    В-третьих, родительское неравнодушие к тому, что и как у малышей получается, участие взрослых в детских играх, соревнованиях, да и вообще – в самой жизни детей. У родителей должна быть только одна цель: не мешать развитию ребенка, а помогать ему, не давить на детей в соответствии с некими собственными замыслами, а создавать условия для дальнейшего их развития, ориентируясь на самочувствие и желание ребят.

    Лена Андреевна и Борис Павлович не ставили себе целью изначально научить своих малышей всему как можно раньше. Они заметили, что у ребят раньше развиваются те стороны интеллекта, для которых созданы соответствующие «опережающие» условия.
    Допустим, ребенок только начал говорить, а у него среди игрушек уже появляются кубики с буквами, разрезная азбука, пластмассовые буквы и цифры. Но ни один ребенок не начнет заниматься сам, он просто не знает, что можно это делать. Для того чтоб ребенок учился и развивался, у него должно появиться желание.
    Как вызвать в ребенке желание заниматься? Условия для развития должны опережать этот процесс. Их нужно подготовить заранее. То есть на стены детской комнаты надо повесить карту полушарий, таблицы сотен и тысяч, печатные и прописные буквы, измерительные приборы, книги. И первые впечатления могут непроизвольно возбудить интерес ребенка к какой-то области знаний и даже развить определенные способности. Общая работа или работа рядом — это обязательный интерес и к процессу труда, и к его результатам друг у друга, а вместе с тем, и повод для разговора, обмена мнениями. Здесь следует обратить внимание на один очень важный момент: никогда не стоит делать за малыша то, с чем он способен справиться сам, и не решать за него то, что он может решить самостоятельно.

    В любых занятиях детей взрослые должны стараться поощрять творчество, не навязывая своих мнений, и не торопясь обязательно предотвратить ошибку или сразу указать на нее. А в случае неудачи – не упрекать и не стыдить ребенка. Зато успех нужно отмечать обязательно и не скупиться на похвалу. Главное, чтобы взрослые никогда не оставались равнодушными к тому, что и как делают ребята, что у них получается. Дети должны быть готовы воспринимать знания не только умственно, но и физически. Тело ребенка как бы само по себе инструмент познания. Не перегруженное лишней одеждой, не отягощенное сверхкалорийной пищей, оно легко и охотно «идет навстречу» требованиям умственного порядка.
    Спортивные снаряды чуть ли не с младенчества должны входить в детскую жизнь. Особое внимание Никитины уделяли закаливанию. И их опыт показал, что это действенный способ оградить ребенка от большинства простудных заболеваний. В чем же главный итог деятельности Никитиных? Они в очередной раз доказали, что вера в себя и своего ребенка помогают преодолевать любые трудности.

4. Интеллектуальные игры Никитиных

    Помимо опережающих условий для развития, о которых шла речь выше, Никитин разработал целый ряд развивающих игр для ребят любого возраста. Интеллектуальные игры семьи Никитиных широко известны. Они помогают малышу развивать логическое мышление, думать, находить решения. Они везде продаются, рекомендуется предлагать их детям уже с 1,5 годовалого возраста.
    Что же такое игры Никитина? Эти игры необычные. Они родились в общении с детьми и при их непосредственном участии. Вот уже более пятнадцати лет они «проходят проверку» на практике в самых различных семьях, и вызывают интерес не только у детей, но и у многих родителей. В них можно играть и в одиночку, и целой компанией, и в детском саду, и в школе, а можно устраивать настоящие соревнования с самим собой или с собственными папой, мамой, бабушкой.
     Любопытно, что в соревнованиях между взрослыми и детьми довольно скоро начинают побеждать и маленькие, и не в результате какого-нибудь слепого везения, а в честном - интеллектуальном поединке, где сражаются смекалка, внимание, глазомер и множество других качеств человеческого ума. И не просто сражаются, но при этом и успешно развиваются.
    Эти игры дают,
во-первых, богатую пищу для развития творческих сторон интеллекта малыша,
во-вторых, учат родителей и воспитателей активно участвовать в этом процессе и, наконец,
в-третьих, позволяют это делать в самое лучшее время, когда малыш наиболее восприимчив к развитию, - в дошкольном детстве...

    Никакая определенная программа обучения ребенку не навязывается. Он погружается в мир игры, в котором сам волен выбирать сферу деятельности. Никто не объясняет малышу новых правил, он просто вовлекается в игру с помощью сказки, подражая старшим, участвуя в коллективных играх. Как правило, сначала требуется активное участие взрослых или старших братьев и сестер, но затем дитя может заниматься уже самостоятельно.
    Так, естественно, кроха выполняет ряд задач, которые постепенно усложняются. При этом малышу нельзя подсказывать. Ему надо предоставить возможность думать самостоятельно. Если ребенок не может справиться с заданием, нужно вернуться к легким, уже освоенным заданиям, или временно оставить эту игру. Если заметно, что кроха достиг потолка своих возможностей или утратил интерес к игре, лучше ее на время отложить.
    Такая методика позволяет ребенку самостоятельно искать решение неизвестных ему задач, создавать новое, то есть ведет к развитию его творческих способностей. Главное отличие игр Никитина – это многофункциональность и безграничный простор для творчества. Они могут заинтересовать и увлечь всех членов семьи. Игры учат детей, переходя от простых от более трудным заданиям, получать радость и удовлетворение от умственной деятельности, думать, порой мучиться, но обязательно добиваться цели.

    Каждая игра – это набор задач, которые ребенок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов, деталей конструктора-механика. Решение задачи предстает перед ребенком не в абстрактной форме ответа математической задачи, а в виде рисунка, узора или сооружения из кубиков, кирпичиков, деталей «конструктора» - видимых и осязаемых вещей. Это позволяет сопоставлять наглядно задание с решением и самому проверять точность выполнения задания.
    Уровней сложности несколько: от доступных двух-трехлетнему малышу до непосильных для среднего взрослого, поэтому игры могут возбуждать интерес в течение многих лет. А постепенное возрастание трудности задач позволяет ребенку совершенствоваться самостоятельно, то есть развивать свои творческие способности. Используя в занятиях с ребенком Никитинские развивающие игры, следует придерживаться определенных принципов. Нельзя объяснять ребенку способ и порядок решения задач и нельзя подсказывать ни словом, ни жестом, ни взглядом. Осуществляя решение практически, малыш учится брать все необходимое из окружающей действительности самостоятельно.
 
    Нельзя требовать и добиваться того, чтобы ребенок решил задачу с первой попытки. Он, возможно, еще не дорос, и надо подождать день, неделю, месяц или даже больше. Решение задачи предстает перед малышом в виде рисунка, узора или сооружения из кубиков, кирпичиков, деталей конструктора, то есть видимых и осязаемых вещей. Это позволяет ребенку самому проверять точность выполнения задачи. Большинство развивающих игр не исчерпывается предлагаемыми заданиями, а позволяет детям и родителям составлять новые варианты и даже придумывать новые игры, то есть, заниматься творческой деятельностью.

    Итак, главная особенность развивающих игр Никитиных – то, что в них удалось объединить один из основных принципов обучения – от простого к сложному – с очень важным условием творческой деятельности – делать все самостоятельно. Разработанные Борисом Никитиным развивающие игры описаны им в книге, которая так и называется – «Интеллектуальные игры».
    Вот лишь несколько примеров самых популярных из них.

    Рамки и вкладыши. Эта игра доступна самым маленьким. Она представляет собой 16 рамок с вкладышами в виде геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник, эллипс (овал), прямоугольник и так далее. Начать лучше с показа вкладышей. Взять круг, овал, квадрат, равносторонний треугольник и, называя, показать их малышу. При этом лучше не держать их в руках, а выкладывать на однотонную поверхность (не на цветную скатерть или ковер, а хотя бы на лист бумаги). Показав по одной фигурке, можно дать их малышу для самостоятельных действий – пусть разглядывает и играет.

    Уместно будет предложить ему заодно коробочку или баночку, в которую он сможет все это положить, а затем высыпать обратно. Постепенно карапуз познакомится со всеми 16-ю фигурами комплекта. Если начинать с небольшого количества фигур, привлечь кроху к игре можно, начиная с 10-12 месяцев.
    Когда ребенок подрастет, можно усложнять задания: обводить контуры фигур карандашом, сначала по рамкам, потом – по вкладышам (это сложнее), делать двойной контур, заштриховывать полученное изображение, рисовать фигурки на счет (три кружка, два квадратика), создавать сюжетные рисунки (елочку из трех равнобедренных треугольников).

    Сложи узор. Эта игра представляет собой 16 деревянных кубиков с ребром размером 3 см., где каждая грань имеет определенную окраску. Кубики должны быть уложены в деревянную или картонную коробку (ее наличие обязательно). Никитин советует начинать игру с ними с полутора лет. В начале (особенно с самыми маленькими) нужно просто сесть рядышком с ребенком и вместе рассмотреть кубики: «Смотри, какие красивые кубики! Вот я взяла 4 кубика: один, два, три, четыре. Смотри, это синяя сторона, а это – желтая. Какая красивая синяя дорожка у меня получилась! Давай возьмем зайку, видишь, как ему нравится по ней скакать? А теперь дорожка стала разноцветной: синий, желтый, синий, желтый».
    Возможно, малыш уже не слушает и смотрит по сторонам. Значит, знакомство с кубиками нужно было закончить на несколько минут раньше. Игра не должна надоедать ребенку. И еще: ее, как и любую другую, желательно хранить в таком месте, чтобы малыш видел, но сам достать не мог. Когда у крохи возникнет желание поиграть, он может сказать или показать на коробку, если разговаривать еще не умеет.
    К игре приложено более ста рисунков с узорами, начиная с совсем простых, доступных детям в 1,5 - 2 года, и кончая очень сложными, с которыми справится не всякий взрослый.   Если малыш уже различает цвета, то он может справиться с первыми задачами - найдет на кубике грань нужного цвета и сложит из кубиков такой же узор, как на рисунке. Но каждый следующий узор в какой-то мере сложнее предыдущего: то меняется расположение кубиков, то вводятся двухцветные грани, то узор поворачивается на 45 градусов, то вместо 4 кубиков надо взять 9 или 16 штук, то исчезает контур узора и т. п. И каждое это усложнение узора малыш должен понять и преодолеть самостоятельно - как бы сделать для себя микрооткрытие.

     Первые узоры могут быть для него легкими, т. е. ниже его возможностей, но, поднимаясь, как по лесенке, от узора к узору, он подходит и к таким, которые заставят его приложить все усилия, включить полностью все умственные и волевые способности «на полную мощность». Этот процесс очень радует ребенка - он видит свои успехи, испытывает огромное удовлетворение от того что «трудно, а получилось!». Эти кубики способствуют «развитию пространственного воображения, аккуратности, внимания, графических способностей, умению анализировать, синтезировать и комбинировать».

    Сложи квадрат. Эта игра возникла из головоломки, в которой требовалось из нескольких кусочков различной формы сложить квадрат. Это была достаточно трудная головоломка, поэтому Никитин решил сделать ряд более простых заданий. Получилась игра для детей от двух лет. Она имеет три категории сложности. В каждую входит по 12 разноцветных квадратов. Все 12 квадратов расположены на фанерке размером с альбомный лист и как бы вставлены в окошечки. Для детей 2 лет и младше надо оставить 4 самых простых квадрата. Пусть это будет целый квадрат, квадрат из двух прямоугольников, из двух треугольников и – разрезанный на две части по ломаной линии. Теперь можно начинать игру с ребенком. Детали нужно либо разложить по кучкам (в каждой – части одного цвета), либо показать, как из двух половинок получается целый квадрат.
    Дальше ребенку предоставляется возможность действовать самому. Постепенно малыш освоит этот уровень и перейдет на более сложный. По мнению Никитина, эта игра способствует развитию цветоощущения, усвоению соотношения целого и части, формированию логического мышления и умению разбивать сложную задачу на несколько простых.

    Дроби. Возраст для начала этой игры указан разный, от 3-х до 5 лет. Она представляет собой комплект из трех фанерок размером с альбомный лист. На каждой из них расположено по 4 круга. Все они имеют одинаковый размер, но разные цвета. Первый круг целый, второй разрезан на две равные части, третий на три, и так далее, вплоть до 12 «долек». Сначала для игры оставляют только первую фанерку с четырьмя кругами. С их помощью можно повторить цвета посчитать вкладываемые кусочки, сравнить их между собой. Таким образом, ребенок знакомится с математической терминологией. Можно попробовать сделать разноцветный кружок. Очень интересно строить лесенку: внизу – целый круг, дальше половинка, затем треть. С ее помощью можно наглядно понять, почему одна вторая больше, чем одна третья.

    Уникуб. Это универсальные кубики, которые вводят малыша в мир трехмерного пространства. Развитие пространственного мышления позволит ребенку в будущем овладевать черчением, стереометрией, начертательной геометрией. Она учит четкости, внимательности, точности, аккуратности. «Уникуб» представляет собой 27 небольших деревянных кубиков. Грани каждого кубика выкрашены таким образом (всего три цвета), чтобы это сочетание граней было редким, если не уникальным. Именно поэтому так непросто выполнить задания по предлагаемым схемам. Никитин предлагает для «уникуба» 60 заданий. Первые из них автор выполнял с детьми 1.5 – 3 лет, а самые сложные – доступны далеко не всем взрослым.

    В развивающих играх, в этом и заключается их главная особенность, удалось объединить один из основных принципов обучения - от простого к сложному - с очень важным принципом творческой деятельности - самостоятельно и по способностям. Этот союз позволил разрешить в игре сразу несколько проблем, связанных с развитием творческих способностей:
- во-первых, развивающие игры могут дать пищу для развития творческих способностей с самого раннего возраста;
- во-вторых, их задания-ступеньки всегда создают условия, опережающие развитие способностей;
- в-третьих, поднимаясь, каждый раз самостоятельно до своего «потолка», ребенок развивается наиболее успешно;
- в-четвертых, развивающие игры могут быть очень разнообразны по своему содержанию, а, кроме того, как и любые игры, не терпят принуждения и создают атмосферу свободного и радостного творчества;
- в-пятых, играя в эти игры со своими детьми, родители незаметно для себя приобретают очень важное умение - держать себя в руках, не мешать ребенку самому размышлять и принимать решения, не делать за него то, что он может и должен сделать сам.

Заключение

    Вера в особые возможности мозга и необходимость их развития с малолетства отличает систему занятий с детьми Бориса Павловича Никитина. Его «система» предполагает и активную деятельность матери во время беременности, и подготовку к естественным родам, и грудное вскармливание малыша, и использование возможностей закаливания, физического развития ребенка с помощью различных спортивных комплексов, и предоставление ему определенной свободы в «познании мира». Кроватка и манеж - способ изоляции от мира, от вещей и познания их свойств… Ползание по комнате, по квартире, по двору - одно из сильных средств развития творческих способностей» .
    Немалое значение «система Никитиных» придает трудовому воспитанию детей - от самообслуживания, участия в домашних трудах до труда производительного (в школьном возрасте), подмечая его тесную связь с нравственным становлением человека: «Современная словесно-книжная школа воспитывает пассивного иждивенца-потребителя и создает все трудности морально-этического плана».

    Наиболее актуальной в воспитании Борис Павлович Никитин считал задачу развития творческих способностей каждого ребенка до доступных ему высот. Опыт детей, выросших в семье Никитиных, показывает, что, несмотря на высокий коэффициент интеллектуального развития, который демонстрировали они в школьные годы, никто из них не достиг высот академических. Зато впрямую не декларировавшиеся в книгах Бориса Павловича и Лены Алексеевны традиционные ценности семейной культуры были восприняты при создании собственных семей уже выросшими детьми Никитиных. Многодетность, активная педагогическая позиция родителей, творческая атмосфера свидетельствуют о преемственности жизненных идеалов.
 
    «Системе Никитиных» посвящен ряд книг, отражающих опыт и идеи авторов: «Детство без болезней», «Мы, наши дети и внуки», «Ступеньки творчества или развивающие игры», «Интеллектуальные игры» и др. Все они остаются своеобразными бестселлерами для многих современных родителей.
Примеру и опыту его многодетной семьи следует множество родителей в течение более чем тридцати лет. Интерес к «системе Никитиных» не ослабевает. Она по-прежнему вдохновляет родителей использовать преимущества домашнего воспитания детей, обратившись к педагогическому потенциалу семьи.

Список литературы
1. Никитины Б.П. и Л.А. Мы и наши дети – М.: Молодая гвардия 1990
2. Никитин Б.П. Интеллектуальные игры - М.; Лист-Нью 2004
3. Никитин Б.П. Развивающие игры. – М.: Педагогика, 1985
4. Харламов И.Ф. Педагогика: Учебник для студентов вузов, обучающихся по педагогическим специальностям - М.: Гардарики, 2002


Семилетик август 2015 г

Комментариев нет:

Отправить комментарий