среда, 19 августа 2015 г.

Правы ли мы? Никитины Б.П. и Л. А.

     В процессе закупа книг у населения, нам, бывает, попадаются разные сюрпризы в виде совсем уж редких брошюр, которые раскупаются сразу «на корню», либо каких-то интересных вкладок в книги.
     Так случилось и совсем недавно. В выкупленной тонюсенькой брошюрке «Правы ли мы?» вклеена пожелтевшая статейка из неизвестной газеты о семье Никитиных. Переворачиваешь такие странички и мурашки по коже бегают от трепета. Общим решением нашей команды было решено показать статью Вам, дорогие наши родители, возможно, кто-то и узнает эту газету.  Текст приводится дословно.  

«ПРАВЫ ЛИ МЫ?»
   Расскажите о семье Никитиных. Прочитать про них будет полезно всем. Думаю, простая, мудрая и очень эффективная система воспитания ребятишек дошкольного возраста, которую они разработали и проверили в своей семье, заслуживает самого пристального изучения.
         Тула.                                                                                                         Э. Христнев.
*
     Они бегают босиком по снегу, без труда подтягиваются на кольцах и с такой же легкостью решают арифметические задачи. Невероятно! Это слово вырывается у каждого, кто знакомится с детьми супругов Никитиных. Малышей в семье четверо, самому старшему – пять с половиной лет. В детсад они не ходят, няни у них нет, а родители…работают – Борис Павлович в Институте психологии Академии педагогических наук РСФСР, Лена Алексеевна – в библиотеке.
     О своем методе воспитания супруги Б. и Л. Никитины рассказывают в статье, которую мы публикуем.

     НАЧНЕМ С ТОГО, что медицинским и педагогическим рекомендациям в вопросах воспитания мы не следуем. Правда, всяких брошюр для родителей мы читаем много, но, к сожалению, убеждаемся, что порой многочисленные советы превращают воспитание в нагромождение всякого рода трудностей, а некоторые из советов просто неверны, даже вредны для развития и здоровья ребят. Так кажется нам.
     Иные медики и педагоги советуют оберегать детей от холода, ушибов и больших физических нагрузок, от раннего развития и обучения. В общем, еще от многого и многого оберегать… А мы считаем наоборот. Не оберегать детей надо, а укреплять их, знакомить с опасностями, развивать в них силу и находчивость, не изнеживать их кипяченой водой, всякими защитными панамками и варежками. Пусть детский организм приспосабливается к жаре, к холоду, к любой пище. Нужно всесторонне закалять детей, тогда много перестает быть для них «опасным».
     Уже сейчас мы видим это на своих малышах. Мы сами удивляемся, с какой выносливостью переносят они томительные дороги, болезни, даже такие серьезные, как корь и скарлатина.
   
    А ведь мы не делаем специальных «закаливающих» процедур, не придерживаемся особого режима, даже в питании (о ужас!) не устанавливаем никаких норма – дети едят сколько им хочется. Очень проста у ребят домашняя одежда: круглый год одни трусики, значит, круглый год воздушные ванны – и в холод, и в жару. Ни в одном учебнике не найти совета выносить малышей голыми на снег и на мороз, а у нас они чуть ли не ежедневно всю зиму выбегают в трусиках босиком на снежную дорожку, а иногда лезут прямо в сугроб. Крайности, говорят многие. А нам кажется, что такие «крайности» не во вред нашим малышам, а только на пользу. С первых дней своей жизни они попадают в естественную, а не тепличную обстановку.
     Или вот спортивные снаряды. Их в нашей небольшой квартире – огромный ассортимент. «Опять крайность!», - скажут некоторые. Ну зачем таким малышам гимнастические кольца, перекладины, канат, лесенка, эспандеры и даже детская штанга? Не станем спорить. Просто приведем цифры. По существующим в медицине нормативам пятилетний ребенок должен: пробегать наперегонки расстояние в 30 метров, прыгать в длину 40 см, спрыгивать с высоты 50 см. С этими «нормами» легко справляется двухлетняя Оленька, а пятилетний Алеша может пробежать и 500 метров наперегонки, преодолеть длину в 110 см, спрыгнуть с высоты в 150 см. И все это без специальных занятий и тренировок. Наши «рекорды» рождаются в простой игре.

     ПЕДАГОГИКА не одобряет раннего развития детей, разрешает учить ребят грамоте только с 6-7 лет, рекомендует даже задерживать (!) развитие тех, кто по какой-то причине сильно обгоняет своих сверстников. Нам пришлось усомниться в правоте этого мнения. Мы видим, как играючи, без усталости и скуки наши малыши запоминают буквы. Алеша и Антон читают с трех лет, а Оленька к двум годам знала уже 12 букв. Пожалуй, мы не решились бы специально вдалбливать – ради «смелого» эксперимента – грамоту в ее головенку. Но – читают братья, пишут на доске, есть кубики с буквами. И вот незаметно для всех Оля начала находить в печатном тексте А, О, Т, П, М, И, С… Мальчики решают и сами придумывают задачи, знают нумерацию до 10.000.
     Могут сказать, что это особо одаренные дети, что не все таковы. Мы решительно не согласны с этим! Мы убеждены, что так могут развиваться все здоровые дети, да, все без исключения! Некоторые обвиняют нас в том, что мы слишком «овзросляем» ребят, слишком «рационализируем» их развитие. Нас спрашивают:
- А как же их душа, фантазия, детский мир, сказок и игрушек?
     Нет, мы лучшего мнения о детях. Мы считаем, что их мир – не только сказки и игрушки. Слишком этого для них мало! Мы убеждены, что в мире электричества, машин, книг, в мире реальной природы и реальных человеческих взаимоотношений полет фантазии созревает куда быстрее. И мы стараемся ввести детей в этот мир с самого начала их жизни.
   
    Посильно и нужно ли это детям? Не слишком ли тяжела для них такая ноша? Да и вообще: «Зачем лишать детей детства?» - так говорят нам многие. Дескать, пусть хоть в детстве ребенок без забот поживет, отдохнет – в будущем еще наработается, намается… От работы оберегают, как от чего-то неприятного и тяжелого, также оберегают и от реальных человеческих проблем. А не странно ли, что как раз те, кто больше всего печется о безоблачном детстве, одновременно усиленно добиваются от ребенка послушания, безусловного уважения старших (только потому, что они старшие), а подчас и лицемерной вежливости по отношению даже к неприятным людям? Эти два процесса в воспитании: оберегание детей от «взрослого» мира и подчинение ребенка воле старших, безусловно, связаны между собой. И связь эта, в общем-то, неблаговидна, хоть подчас и неосознанна: взрослые хотят сохранить свою «командную» роль как можно дольше… А если с первых лет жизни поставить ребенка в положение равноправного члена общества (вначале – семьи)? Ведь тогда он раньше почувствует себя человеком и раньше станет им…

     КАК МЫ ПЫТАЕМСЯ осуществить это у нас в семье? Прежде всего мы не требуем беспрекословного послушания, избегаем прямых приказов и распоряжений, тем более уговоров и повторений. Мы убеждены, что слово само по себе – очень важный воспитатель.     Но вот слово, сочетающееся с условиями необходимости того или иного поведения, приобретает силу огромную. Мы не садимся ужинать, пока не убраны на место все игрушки, мы не хотим играть с малышом, который начал драку, мы решаем вместе с ребятами, как быть, если Оля разрушила башню из кубиков… Короче, мы стараемся, чтобы дети осмыслили и оценили свои и наши действия.
     Так как же мы все-таки управляемся с четырьмя детьми? Мы работаем в разное время, так что кто-то из двоих обязательно бывает дома. Но мы чрезвычайно редко позволяем себе потратить время на собственное «воспитание». Обычно мы уделяем полчаса в  день на решение задачек по арифметике, рассмотрение устройства какого-то механизма, сооружение здания из кубиков, физкультурные упражнения на снарядах и пр. Главным же образом процесс воспитания проходит в простом общении с ребятами, в обычных, будничных делах и заботах.    

     Постоянную нашу занятость мы считаем благом в воспитании, великим благом. Ведь это она не позволяет детям видеть нас праздными, бездеятельными, не позволяет им считать ничегонеделание законным отдыхом человека. Нам кажутся вредной нелепостью няни, воспитатели. Мы не собираемся обижать их, мы знаем, сколь изнурительна их работа, и тем не менее они же не делают что-то, а… воспитывают. Их миссия видится ребятам как скучная обязанность взрослого следить за детьми. Недаром малыши так льнут к людям, делающим на их глазах что-то материальное – это так понятно для них!
     Наши дети обычно с удовольствием принимают участие в работах папы и мамы, если это возможно. А нет – так занимаются чем-нибудь сами. Вот и судите после этого, много ли мы «возимся» с ними? Растут и растут наши малыши, приносят они нам только счастье, только радость.

Б. и Л. НИКИТИНЫ.
       Московская область.

Комментариев нет:

Отправить комментарий