суббота, 29 августа 2015 г.

От двух до пяти - гениальные открытия К. И. Чуковского! Читаем и смотрим!

Корней Иванович Чуковский     
От двух до пяти
 1990 г, 384 стр.       

- Что мы знаем о детском лепете?
- Умеют ли взрослые играть с детьми в словесные игры?
- В чем ценность словесных игр?
- Как через такие игры развивается творчество ребенка?

Научить взрослых словесным играм предлагает К. И. Чуковский в своей книге «От двух до пяти».
Зрительный образ и звук создают собой органичное единство. По убеждению автора (позже доказано научно), звуки оцениваются нами как мягкие и холодные, острые и горячие, звуки соотнесены с цветовой гаммой; а звук, цвет и смысл составляют триединство, лежащее в прозаической речи.
Услышанные К. И Чуковским такие слова, как «обутки», «пуляют», «одетки», «людь», «никчемный» сначала забавляли автора, но когда он обнаружил, что такие слова существовали столетиями и в Сибири, и в Крыму, и в Олонецком крае, он был восхищен детской чуткостью языка, его текучестью, естественностью.
Об этом, к сожалению, не подозревают взрослые и часто поправляют = искажают речь ребенка.

Подобные слова, произносимые детьми, присутствуют в этнографических сборниках, словарях, народных старинных сказках… Получается, нам, родителям, можно и нужно расширять свой словарный запас благодаря детям? Разве это не удивительное обучение-игра?
…Лошада копытнула, нанитывать бусы, я людь!, балалая, босоноги, тормозило, почтаник… У ребенка происходит самое настоящее словотворчество! Причем при разборе слов они образуются по всем правила русского языка. Это указывает на колоссальную работу мозга, его развитие, создание логический цепочек на основе ранее услышанного!
Произнося подобный «выдуманные» слова, дети проявляют себя высококлассными лингвистами. Жаль, что примерно только до 5 лет. Лев Толстой: «Ребенок сознает законы образования слов лучше вас, потому что никто так часто не выдумывает новых слов, как дети».
Множество подобных «выдуманным» детским словам можно найти в литературе у Щедрина, Гончарова, Жуковского, Герцена, Куприна, Островского, Чехова… Автор приводит примеров таких слов и словосочетаний.
- Как вы думаете, что значит «раскулачить»?
А вот внук И. Е. Репина – Гай – крепко сжал свой кулачишко и сказал: «Ну-ка, раскулачь мои пальцы!» (~ 1940 г).

Автор сообщает, что кроме лингвистической памяти, у детей 2-5 лет проявляется повышенная речевая одаренность, но это озвученное наблюдение 60 лет назад встретили как нелепую антинаучную выдумку. На сегодняшний день этот факт подтвержден наукой после бесчисленных наблюдений. «Примерно к 8 годам дети постепенно теряют творческий музыкальный дар, который зарождается в них ~ c 1.5 годовалого возраста» - это свидетельствует знаменитый дирижер Леопольд Стоковский. То же самое происходит с детьми-стихотворцами, детьми-живописцами…

Детский язык – самый близкий к народной фольклорной детской речи. Некоторые русские классики специально создавали слова, которые впоследствии автор наблюдал в произношении детьми легко и непринужденно. Заранее этих слов дети не знали.
- Дверь заклЮчена.
- Бабушка заклЮчила буфет.
- ОтклЮчили сундук.

Многие слова – «выдумки» совпадают с болгарскими словами, что еще раз подчеркивает чувствительность детей к словообразованию. Например, наша «солонка» – это по-болгарски «сольница», «слюнка» - «плюнка», «весло» - «гребло», «подводная лодка» - «подводница», «закрыть на ключ» - «заклЮчить»…
Некоторые авторы из Чехии тоже подтверждали Чуковскому К. И. схожесть некоторых их слов с теми, что произносят русские дети.

Тем не менее, автор советует родителям отказаться от смакования некоторых, придуманных ребенком слов, и рекомендует поправлять верным произношением, которое принято в речи взрослых людей. При чрезмерном поощрении ребенка он может превратиться в кривляку, стать тщеславным хвастуном, что наблюдал К. И. Чуковский в некоторых семьях. Там родители записывали перлы любимого чада показательно и зачитывали вслух другим для проявления восхищения ребенком. Такое отношение может затормозить развитие малыша.
Поправлять же следует аккуратно, пояснив ребенку, почему именно так нужно произносить то или иное слово. Нужно уважать разум ребенка. При правильной корректировке слов речь ребенка будет не оскудевать, а обогащаться.

«Из разговора мамы и ребенка на заданный маме некий вопрос.
- Вырастешь, Саша, узнАешь.
- Не будешь мне отвечать, я буду глупый; а если ты не будешь отказываться мне объяснять, тогда, мама, я буду умнее и умнее…»
  
В возрасте примерно 4-5 лет дети с неугомонной скоростью и частотой задают вечные: почему? зачем? откуда? куда? .. И важно уделять этим вопросам внимание, тем более дети часто не желают слышать ответ в научном формате, им нужно знать что-то свое. Но отвечать и вести диалог нужно – это залог дальнейшего развития ребенка. Кстати, об этом же пишет и Д. Фитцпатрик в своей книге «Диалог с ребенком» Подробнее о книге 

«…- Мама, как едет трамвай?
- По проводам идет ток. Мотор начинает работать, вертит колесики, трамвай едет.
- Нет, не так.
- А как же?
- А вот так: динь, динь, динь, ж-ж-ж-ж-!....»

Очень интересные рассуждения детей приводит автор о появлении их на свет. И как бы не отвечали взрослые, ребенок часто опровергает услышанное и озвучивает свою версию, или начинает фантазировать, искажая научные факты сказочными.  
Бывает, ответ удовлетворяет ребенка, тогда он временно «забывает» эту тему. Но через некоторое время неожиданно может выпалить более сложные вопросы о происхождении людей с целью повысить свой уровень познания. По наблюдениям, дети и такие вопросы разрешают очень легко!

«…Научный разговор о происхождении человека по Дарвину.
Нина спрашивает бабку:
- Бабушка, ты была раньше обезьяной?
- Нет, никогда не была.
- А твоя мама?
- Тоже нет.
- Кто же был обезьяной? Дедушка?
- Бог с тобой. И дедушка не был.
- Ну, так значит, моя «московская» бабушка!..»

- Как же дети относятся к сказочным трагическим историям?
Чуковский наблюдает категоричный детский протест ребенка к плохому сюжету и всячески старается его переделать или запрещает рассказывать дальше.
- Почему же?
Объясняется все просто – ребенок ассоциирует себя с главным героем и переживает с ним все испытания, победы, поражения. Естественно, что у главного героя, часто борца за правду и справедливость, должно закончиться все хорошо! Автор приводит много примеров таких сочинений ребенка.
В связи с этим интересно ознакомиться с примерами размышлений детей на тему смерти. Некоторые категорически непримиримы с таким концом, а некоторые озвучивают рождение новой жизни после смерти…

- А вы слышали, как дети ловко манипулируют обманом ради достижения своих целей?
Кажется, поток таких выдумок нескончаем! Детский разум на ходу придумывает такие выкрутасы, что можно позавидовать их  находчивости.
«Фантазия есть ценнейшее качество ума человеческого, и ее нужно тщательно воспитывать с самого раннего детства – как воспитывают музыкальное чутье, - а не топтать сапогами».

Для маленьких детей очень важно чтение и рассказывание сказок. Именно сказки воспитывают в ребенке умение сопоставлять реальность с выдумкой. Умение выдумывать и фантазировать взращивает конструкторов, инженеров, механиков… На эту тему существует занимательная статья профессора механика Кирпичева В. Л. «Значение фантазии для инженеров».
- Что произойдет, если лишить ребенка сказки?
Именно об этом печальном опыте в 20-30 г.г. XX века рассказывает Чуковский. Только ближе к 50 г.г. стало легче дышать и публиковать свои сказки и стихи детям дошкольного возраста. В письмах противники автора, кроме изъятия «Мухи-Цокотухи», «Мойдодыра», «Тараканища», «Айболита», предлагали даже взять автора под обстрел. М. Горький в 30-х г.г. даже руководил кагортой защитников сказки. И гонители сказок отступили…

Дети обожают слова-перевертыши, в которых смысловая постановка слов играет важную роль в развитии речи и мышления ребенка. К тому же такие перевертыши забавляют детей надолго, например:
- Ехала деревня мимо мужика.
- Баба ехала верхОм, развалясь в карете.

Многие дети начинают произносить рифмованные слова, упрощая себе произношение:
- Расскажи начало, а кончало не надо.
- Две открытки и одна закрытка.
- Ложики и ножики…

Вполне осознанно дети начинают сочинять маленькие стишки, получая от этого огромное удовольствие и веселя других. В этом колоссальная работа детского мозга, развития речи, гортани. Именно поэтому ребенку очень нужны сказки, стихи, рифмы, прибаутки, перевертыши, скороговорки… Нагрузка на мозг смягчается веселой игрой.
- Почему же тогда так озлобленно и жестоко было гонение на подобные сочинения писателя?
- Почему книги изымались и автор получал массы разгневанных писем от учителей, заведующих школ, библиотек, родителей?
Читайте об этом в интересной и поучительной книге «От двух до пяти» К. И. Чуковского.

Еще один важный момент при чтении стихов – это картинки. Дети мыслят рисунками, а звук, совместно с образом, создают органическое целое. Если стихи возможно пропеть и проплясать – это лучшие стихи для детей. Если ритмичный стих увлекает малыша, то он готов повторять его снова и снова, приплясывая, припевая и сочиняя свою версию.
Удивительное наблюдение автора – детям нравятся те стихи, в которых больше гласных, чем согласных букв. Больше глаголов, чем прилагательных. Почему же? Корней Иванович очень доходчиво поясняет это в своей книге.

Итак, языковая игра – игра мыслями, словами, звуками, рифмами – гениальное открытие Корнея Ивановича Чуковского. Языковая игра становится специфически детским способом исследования и осознания слова, его строения и смысловых системных связей с другими словами.
Важность развития фантазии у детей тесно связана с применением фантазии уже у взрослого человека, о чем говорил Чуковский К. И. на основании статьи Кирпичева В. Л. "Значение фантазии для инженеров". Не читали? Прочтите!

Очень рекомендуем книгу «От двух до пяти» всем родителям, педагогам, воспитателям.
Предлагаем вместе с детьми посмотреть
мультфильмы на стихи Корнея Ивановича Чуковского.
МУЛЬТЗАЛ
Семилетик август 2015 г

2 комментария:

  1. Суперская книжка! Я смеялась до упада, когда ее читала. Фантазия детей не знает границ!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ценно, что кроме смешнючих детских выпадов много профессиональной обоснованной информации о важности речевого развития детишек. А фантазии дааааа, можно позавидовать!

      Удалить