вторник, 4 августа 2015 г.

Здоровье и счастье ребенка - возможно ли?

Амосов Николай Михайлович

Издательство Знание, 1979 год.

«Одна только любовь мало что дает. Необходимо уважение».


   - С детства заложить счастье на всю жизнь???
  Автор не только утверждает это, он в этом очень уверен и приглашает читателей познакомиться с его мыслями, наблюдениями и убеждениями в своей небольшой брошюре «Здоровье и счастье ребенка».

 Доверять или не доверять известнейшему хирургу, писателю, ученому, инженеру, кибернетику, очень заинтересованному в педагогике – решать Вам, но в маленькой книжице можно найти очень значимые моменты, которые помогут переосмыслить уже имеющиеся знания, применить в своей семье новые идеи или найти ответы на давно заданные вопросы…

  Разностороннее изучение Амосовым детской психики, поведения, взаимосвязи здоровья и счастья, механизмов мышления ребенка, моделирования личности и многого другого дают автору право глубоко задуматься над проблемами, которые возникают в семьях. Поэтому он задает вопросы, на которые сам  дает пояснения-утверждения-размышления, например:
- в чем важность физической тренировки ребенка?
- упражнения в детстве значительно повлияют на будущий организм взрослого!
- гармония воспитания в формуле: физические упражнения + образование.

  На вопрос о необходимости раннего развития Николай Михайлович отвечает очень корректно и замечает, что любое оправдание со стороны родителей в бездействии – это, скорей, прикрытие своей же лени, своего непонимания сути и времени развития ребенка, его потребностей в маленьком возрасте. Потому что именно  с рождения малыша запускается мощный процесс развития и роста, ребенку все всегда везде интересно, он готов обучаться через ИГРУ (!). А если родители воспринимают обучение только как нудные уроки, наверно, стоит самим родителям обратить внимание на себя и изменить свой взгляд на обучение. Ведь оно может быть таким интересным и увлекательным!

- Зачем это надо? – спросите Вы.
- А какого ребенка Вы хотите? Хотите, чтобы учился потом в школе хорошо, имел широкий кругозор? Так приложите сами усилия. Ни няни, ни воспитатели, ни учителя не сделают столько, сколько могут родители.

  Интересны к размышлению мысли автора о созревании мозга:
«Рост связей и их проторенность, степень активности нейронов – все эти качества, играющие роль в Разуме, видимо, существенно зависят от упражнений в детском возрасте»,
«Обучение – не просто пополнение памяти, в нем участвуют чувства ребенка и деятельность».

  В своем научном наблюдении за эволюцией сознания ученый рассказывает об изменениях с рождения до младенчества, далее до полового созревания. Потом ребенок становится личностью со своим углом зрения и концепцией мира. Образование развивает интеллект, повышает уровень компетентности в любой области деятельности. Об этом отлично рассказывали дети известных Никитиных, когда после окончания школы они могли намного легче освоить разные виды деятельности в работе.

  Николай Михайлович заостряет внимание на важном средстве образования – РЕЧИ. Обучая ребенка речи, можно с ним разговаривать, читать книги, задавать вопросы, рассказывать истории или сказки, играть совместно в игры и т. д.  Важное напоминание родителям от автора – ни в коем случае не переделывать ребенка под «шаблоны» психологов, а лучше распознать, понять и принять выявленные качества малыша, которые помогут ему в дальнейшем развитии.

  Дошкольный возраст решает судьбу ребенка, но не стоит осознанно делать из него гения, перегибая палку. Важна среда, в которой находится малыш, именно она помогает родителям обучать, а ребенку становиться умным и информированным. Об этом писали еще в 30-е годы XX века великие педагоги Выготский Л. С., Ж. Пиаже, позже А. Макаренко, Никитины  и другие.

  Наблюдая долгое время детей Никитиных, Амосов утвердился в необходимости домашнего труда, за который нужно хвалить ребенка. Но делать это обязательно заслуженно, а не ложно, иначе у малыша разовьется незаслуженная завышенная самооценка.
- Как воспитать лидерство?
  На этот вопрос искать ответы нужно через наблюдения, кто из детей проявляет качества лидера – похвалить его, но не переборщить. А если ребенок слаб, то его нужно приободрить, поощрить.

- А что же такое дисциплина?
- Чем она отличалась в 50-х годах от более позднего периода?
- В чем границы дисциплины?
- Как создать ситуации, помогающие воспитать дисциплину?
  Помните, уважаемы родители, в первую очередь родитель (воспитатель, педагог) воспитывает себя через ребенка – таков совет Амосова Н. М.

  И все-таки, как же связаны счастье и здоровье ребенка? Что из них важнее для детей?
  На сегодняшний день самый лучший внешний уход за малышом настолько чрезмерен, что защитные естественные функции организма «спят». Именно эта причина с каждым годом и поколением порождает все более «молодеющие» заболевания. И ученый профессионально поясняет это в своей книге.
  Закаливание, плавание, правильное питание (не многочисленное, а правильное) – важные помощники в здоровье ребенка. Задача родителей не в укутываниях, перекармливаниях, а именно наблюдениях за малышом.
  
  Автор рассматривает такой важный и сложный вопрос подросткового возраста, как авторитетность детей - каким образом она влияет на их мировоззрение, подражание, стремление самоутвердиться. Именно в этом возрасте это сложно контролировать, но именно в наблюдении ребенка заключается труд и терпение родителей.
- Что поможет в таком случае – наказание или понимание происходящего?

  На многие другие вопросы, как например:
-  как страх и лень родителей отражаются на качестве воспитания детей?
- кто такой – удобный ребенок?
- кто воспитывает такого удобного ребенка?
- справедливы ли требования родителей к детям в школьные годы?
- как может учитель обучить целый класс разных детей?....
следует важный вывод – не откладывать развитие, воспитание, обучение ребенка, не перекладывать на других, а делать это своевременно, на 1 шаг вперед, осознанно и с полной ответственностью родителей. Обучаться родителям в первую очередь, прежде обучения детей.


- Полезна ли Вам статья?
- Что Вы знаете об ответственности родителей перед детьми? 
- Есть ли у Вас примеры из жизни благоприятного опыта своевременного обучения детей?
- Вы читали книги Амосова Н. М.?

Комментариев нет:

Отправить комментарий