воскресенье, 23 августа 2015 г.

Ручка шариковая или перьевая? В чем польза для ребенка?

Шариковая или перьевая ручка – в чем важная разница для ребенка?

Насколько важно заострять внимание на выборе ручки для обучения ребенка письму? Что важного несет письмо для ребенка?...

Эти и подобные вопросы, наверно, в наше время уже редко задаются родителями. И это печальный факт. Потому что обучение ребенка письму – важнейший этап в его жизни. От этого зависит дальнейшее желание малыша заниматься письмом, рисованием, каллиграфией. Обучение письму и сам процесс в дальнейшем, как доказано, влияет и на развитие мозговой деятельности. А для растущего мозга ребенка это очень существенный факт.

Так что же мы знаем о ручках? Какую выбрать для ребенка?

 Сейчас ощущается оживленность в спросе перьевых ручек, которыми мы писали во времена СССР. Да-да, те самые ручки, которые макали в чернильницу или заправляли чернильными картриджами. Существуют даже специальные школы каллиграфии для обучения письму. В чем же важность, казалось бы, обычного использования ручки? Неужели обычная шариковая ручка так плоха? 
Шариковая ручка предполагает неотрывное письмо, что увеличивает нагрузку и, усталость наступает быстрее. Почерк же от шариковой ручки более однообразен, так как нет возможности увеличивать и ослаблять нажим, как у пера. При письме ручкой ребенок может торопиться и делать ошибки, за которые совсем не стоит его ругать. Лучше дать передохнуть. Во время обучения письму ручки и пальчики ребенка быстро устают, поэтому можно делать перерывы и давать пальчикам размяться в лепке, гимнастике, вырезании…

Перьевая же ручка позволяет с удовольствием выводить буквы, наблюдая за красивыми словами, которые получаются разными вследствие нажима или ослабления на перо. И ребенку будет интересно делать это снова и снова. Он сам поймет принцип утолщения или тонкости букв, для него это станет захватывающим процессом, к которому захочется возвращаться. При таком письме мозговая деятельность более активна, развивается чувствительность к нажиму, сосредоточенность, что действительно важно в развитии детей. А вензеля, выведенные пером, завораживают детишек так, что перьевой ручкой некоторые даже начинают рисовать интересные картинки. Фантазия в этом случае безгранична.

Секрет кроется и в самом пере – оно будет писать ТОЛЬКО при правильном удерживании ручки, в противном случае перо будет царапать бумагу и выводить прерывистые линии. Шариковая же ручка пишет почти в любом положении, что неверно развивает постановку руки.
 Огромный плюс перьевой ручки в удерживании – при письме упор происходит на ручку и запястье, потому рука меньше устает.
При письме шариковой ручкой – упор происходит в основном на мизинец, и от постоянного трения мизинца о стол или бумагу усталость руки наступает быстрее.

Приведем пример по письму шариковой и перьевой ручками из проведенного эксперимента в Красноярске (приводим не дословную информацию с сайта )

«…С 1968 года традиционное веками совершенствовавшееся импульсно-нажимное перьевое письмо было заменено на безотрывное шариковой ручкой, предполагающей пролонгацию напряжений. Вскоре после введения новой системы письма в литературе появились сведения, указывающие на существенное ухудшение почерка учащихся. Эти данные должны были послужить весьма тревожным сигналом как для органов народного образования, так и здравоохранения, т. к давно известно, что почерк — это не только эстетический аспект трудовой деятельности школьников, но и отражение их психо - физиологических особенностей развития.
      В связи с этим мы провели исследования по сравнительной оценке влияния на функциональное состояние детей различных способов письма, осуществляемых с помощью перьевой и шариковой ручками. Эксперимент проводился на базе детского комбината г. Красноярска. Одна из подготовительных групп в течение учебного года обучалась письму при помощи перьевой ручки, вторая — шариковой. За основу были взяты стандартные прописи.
Анализировались следующие показатели:
- состояние зрительно-ручной координации
- уровень напряженности при письме
- зрительные функции.
Об уровне напряженности организма в процессе письма судили по показателю электро - кожной проводимости (ЭКП) и состоянию зрительной рабочей дистанции. Показатели снимались в процессе выполнения стандартной письменной пробы.
Анализ полученных данных позволил установить следующее.
1.                Как в начале, так и в конце учебного года во время письма перьевой ручкой наблюдалась устойчивая тенденция к постепенному увеличению зрительной рабочей дистанции, в то время как при письме шариковой ручкой, наоборот, — к ее сокращению.
2.                У детей, писавших шариковой ручкой, падение электро - кожной проводимости (ЭКП), свидетельствующее о нарастании утомления, составило 29 МкА, а при письме перьевой — всего 8 МкА (Р<0,05).
3.                В группе детей с перьевыми ручками, наблюдалось существенное улучшение зрительно-ручной координации по сравнению с контролем (на 20,0%, Р<0'05).
4.                У детей, писавших пером, острота зрения возросла до 1,3 у. е, а у детей, писавших шариковой ручкой — оставалась на исходном уровне — 1.0—1.1.
5.                Письмо перьевой ручкой, включающее постоянное чередование усилий и расслаблений, наиболее полно отвечает его природе, способствуя более эффективному формированию произвольных, тонко координированных движений.

  Таким образом, процесс овладения навыками письма посредством перьевой ручки совершенствует состояние зрительно-ручной координации, а также способствует тем самым экономии энергетических затрат в процессе письма, что является важным моментом в профилактике напряженности и утомления учащихся.
«Венец» прогресса — шариковая ручка, требует постоянного мышечного и психического усилия, т е. напряжения.
Не случайно при изучении вопросов нормирования продолжительности безотрывного письма с учетом механизма утомления школьников, Н. П. Куинджи (1973 г.) пришел к выводу, что «..длительность непрерывного письма в начале урока должна составлять примерно 3 минуты, в середине — 2 минуты, и в конце урока — 1 минуту». В реальной же жизни школьники, как известно, пишут часами…»
  
Мы с удовольствием предлагаем Вам в нашем каталоге некоторые перьевые ручки, которые заслужили самую бОльшую популярность в связи с удобством использования и мягкости пера. Эти ручки проверены временем и поколениями. Тем не менее, нужно помнить, что перо подбирается индивидуально.

Занимаясь каллиграфией, можно развить лобные доли мозга, восстановить утраченные двигательные функции, что оказывается невозможным при письме обычной шариковой ручкой. Каллиграфия благотворно влияет на человеческую психику, развивает тончайшие мышцы рук.
Если у Вас нет возможности посещать школы каллиграфии, все равно дайте в руки ребенку перо и пусть он пишет с наслаждением!

Семилетик август 2015

Комментариев нет:

Отправить комментарий