вторник, 10 января 2017 г.

"Мы, наши дети и внуки" - книга фурор нескольких поколений

Как Семилетик знакомился с Никитиными…
(история пути осознанного родительства)


Много игр на полках магазинов, много ярких игрушек, заводных и движущихся робоигрушек, неисчислимое множество разных безделушек, которые почему-то увлекают ребенка на очень малое время. А если еще учесть, что ребенку интересно сломать игрушку, для изучения ее строения или принципа работы…, то совсем печально становится от того, что все деньги на ветер. Детям с такими игрушками скучно, а родителям очередная проблема – чем увлечь ребенка. Опять скука, плачь и напряженные нервы.
- Но почему так происходит?
Ведь только и слышно кругОм от родителей:
- Нельзя ломать!
- Нельзя кидать!
- Не отдавай!
- Не разбирай!
- Не ходи по лужам, не валяйся, не бегай, не прыгай...
- Нельзя, нельзя, нельзя и точка! 
Но дети как будто и не слышат родителей и продолжают свое дело, которое вызывает очередной конфликт между ребенком и родителями.
- Так в чем же дело?
- Как воспитывать детей, чтобы исключить скандалы, слезы и истерики?
- Почему дети делают все наоборот?
- Откуда дети берут столько энергии на изучение окружающего мира?
- Как маме успевать управляться с домашними делами, а папе увлеченно участвовать в развитии ребенка?
- Может, мы сами делаем что-то неправильно, если у нас получается из поколения в поколение одно и то же… Где выход и в чем спасение?
Эти и многие другие вопросы звучали в головах, пока каким-то чудесным образом на глаза не попалась книга Никитиных «Мы, наши дети и внуки»  – многодетной семьи, в которой родители задавались подобными вопросами и искали на них ответы. И находили!
Вот это была радость! Первая книга, приобретенная в эту же минуту на другом конце нашей огромной страны, была старенькая, с пожелтевшими страницами, с отметками на полях от предыдущих читателей, но такая желанная и такая долгожданная. Никогда в жизни не ждали мы посылку, как в этот раз.


Наконец, посылка из Петрозаводска - книга в руках - выделено свободное время - сосредоточенность и… чтение пролетело взахлёб. Издательства Карелия, изданная в 1990 году, книга несла те же самые вопросы, которые задаются родителями до сих пор. Неужели столько прошедших лет не решили этих проблем? Неужели вопросы будут звучать и дальше? Значит, что-то не так не только конкретно у нас, но и в целом мире.

Купить книгу Издательства «Карелия»  "Мы, наши дети и внуки" Карелия

Впечатление от прочитанного было необычным. Ожидание очередных инструкций: как правильно воспитывать - разбилось вдребезги. Вместо этого душевный разговор Матери со своими детьми, со своим сердцем, с мужем. Совместные интуитивные семейные поиски правильного пути для развития детей и себя. Глубокий анализ происходящего в семье и в окружении. Не каждый осмелится написать свои мысли, а уж тем более допущенные ошибки.
Вы, наверно, удивитесь, но семья Никитиных решала те же проблемы, что и большинство семей:
- споры, ссоры
- как сохранить счастье
- первые часы и дни новорожденных
- как кормить младенца и отдыхать
- проблемы пеленок
- кормить или не кормить ночью
- паниковать или еще рано?
- укутывать ли ребенка в холод?
- как выпрыгнуть из кроватки?
- ползать, ходить и… падать – как этому учиться?
- роль бабушек и дедушек
- зачем малышне столярная мастерская, спортзал и трудовые обязанности?
- во сколько лет идти в школу? А если дома учиться интересней?
- кто кого учит – родители детей или дети родителей?
    
          Это только часть перечисленных вопросов, на которые можно рассуждать очень много и долго, но польза будет от своего понимания происходящего в семье, от мудрости самих родителей, от поиска ответов на возникающие ситуации именно в своем кругу семьи. Если не быть наблюдательным, отказываться понимать ребенка, «забить» на все проблемы взаимоотношений, отрицать важность создания среды для развития ребенка, то много будет упущено, что потом совсем невозможно восполнить.



            Ценность книги Никитиных в том, что они посмели на весь мир заявить об ошибках родителей, которые можно и нужно исправить вовремя. Всем родителям нужно задаться знаменитым вопросом: «Правы ли мы?», когда отказываемся купить ребенку полезную книгу, когда кричим на ребенка из-за своего раздражения, когда наказываем малыша за его желание достичь цели, когда запрещаем ему исследовать мир, когда рушим его планы и идеи ради своих, когда наша «взрослая» власть и родительский авторитет разрушительно действуют всего лишь из-за разницы в возрасте. Так правы ли мы? Разве любим мы детей своих?

          После прочтения книги мы искали по всему миру, собирали по всей стране (до сих пор этим занимаемся), где и как могли, все книги Никитиных. «Мы, наши дети и внуки» стала попадаться нам из разных издательств. Каждую книгу получали с трепетом и передавали своим друзьям, родителям, ищущим ответы на вопрос: что же такое – осознанное родительство?

Купить книгу Издательства «Молодая гвардия» "Мы, наши дети и внуки" Молодая Гвардия

Издательство «Молодая гвардия» в 1989 году подарили родителям вот такой выпуск. В книге добавлена брошюра «Первый день, первый год». Очень полезная статья про грудное молоко (есть во всех изданиях книги). Авторы пишут о важности грудного вскармливания и особой ценности молозива, которого как раз лишают детей в роддомах, потому что не всегда и не везде дают матерям ребенка сразу после рождения. Молозиво – важнейший продукт, выделяемый в первые минуты рождения малыша, именно через молозиво передается огромная масса важнейших веществ, влияющих на иммунитет и последующее здоровье ребенка. С первых минут рождения ребенок САМ способен найти материнский сосок и даже доползти до него. Случайность природы? Скорей, закономерность.
Читайте и рассказывайте своим подругам, дочерям, знакомым девушкам, чтобы знали о таком значимом процессе, как грудное вскармливание.
Лена Алексеевна Никитина достаточно много пишет о графиках кормления и состоянии матери в этот момент. Важность спокойствия, расслабленности, наслаждения кормления и ухода за ребенком в этот момент должна осознавать каждая мама. Через молоко малышу передается все от матери, поэтому хорошее самочувствие и огромное желание кормить являются важнейшими условиями благополучного и полноценного кормления.
Борис Павлович знакомит родителей о закономерности развития детей и, будучи инженером запасного авиационного полка, замечает, что скорость развития по мере роста успехов обязательно снижалась.
Наблюдая много лет графики развития детей и анализируя способы и результаты видов деятельностей, Никитин Б. П. сделал важные выводы. Один из них: у ребенка могут развиться как исполнительские, так и творческие способности ко всем видам человеческой деятельности. И если физическое развитие значительно предопределяется генетической программой (особенно морфологически), то богатство возможностей умственного развития скрыто не в природе наследственности, а в сроках начала, методах и условиях развития ребенка.

 Книга издательства «Молодая гвардия» выпускала «Мы и наши дети», видимо не только для родителей, но и для детей. Некоторые экземпляры мы получаем с явными детскими автографами. 

 
Купить книгу Издательства «Молодая гвардия»  "Мы и наши дети" Молодая Гвардия
         
 
             Очень большое внимание Никитины уделяют физическому развитию детей и закаливанию. В доме был установлен спорткомплекс, в котором дети занимались самостоятельно без принуждений, а с самых ранних месяцев жизни с помощью взрослых, быстро нагоняя своих старших братьев и сестер. Физическое развитие важно для любого человека. Именно оно укрепляет иммунитет и очень благоприятно способствует умственному развитию детей.




          Закаливание детей авторы начали не запланировано, а совершенно случайно, научившись наблюдательности за детьми. Жизненная ситуация помогла понять, что ребенку на прохладной веранде было легче от боли, чем в душной комнате. Дальнейшее увлечение закаливанием было свободным выбором всех членов семьи, но всегда и все ребятишки с весельем выбегали на снег и обливались водой.



Казалось бы, ну как дети могут учить родителей? А очень просто! Главное быть внимательными к проблемам детей, ведь давно не секрет, что дети копируют в играх или отношениях своих родителей.
Вот и получается, что на все можно смотреть с точки зрения: а как я сам (а) поступаю? Конечно, это сложно – признавать свои ошибки, но это необходимо, если у родителей есть воля и желание разобраться в какой–либо сложившейся проблеме. Можно считать ребенка слишком малым и несмышленым, чтобы учить родителей. Это право каждого, но плоды обязательно созреют в зависимости от того, как за ними ухаживали. 



                      Книга Дальневосточного книжного издательства г. Владивосток 1988 г. «Мы и наши дети» в мягкой обложке уже рассказывает о развивающих играх, созданных отцом большого дружного семейства – Никитиным Борисом Павловичем.


Купить книгу Дальневосточного книжного издательства "Мы и наши дети" Владивосток

В книгу включены все статьи, как и в других изданиях, но еще кратко описывается с картинками принцип игр с в кубики – игры развивающие.
Казалось бы, что такого – обычные кубики? А нельзя в эти кубики просто «играть», как с обычными. Ими нужно заниматься. И даже родителям не всегда под силу будет сложить заданную фигуру. А вы попробуйте!

Купить развивающие кубики Никитиных обучающие деревянные цветные кубики Никитиных

             Авторы рассказывают, как со слов детей важно читать вслух. И говорят об этом именно сами дети. Так стОит ли воспринимать детей несмышлеными? Скорей всего, нужно прислушиваться к их советам и ответам.  



              Очень необычное оформление книги «Мы и наши дети» 1991 г. издательства «Молот» из Ростова-на-Дону. Думали, газетная бумага и отсутствие картинок сделают книгу совсем неинтересной. Но сколько людей брали ее в руки и начинали читать, сообщали нам, что книга важна сутью, содержанием, смыслом. Совсем не мешает отсутствие картинок и других элементов украшения издания.


Купить книгу издательства «Молот» "Мы и наши дети" издательство Молот

Значимые советы-просьбы к врачам и сестрам родильных домов публикуют Никитины:
- не делать инъекций в связи с губительным воздействием на материнский инстинкт
- постараться придать роженице положение полусидя, чтобы потугам помогала сила тяжести
- не перевязывать пуповину, пока не закончится пульсация крови в ней
- сразу после рождения, можно даже еще с пуповиной, дать матери ребенка к обнаженной груди, чтобы ребенок сосал из обеих грудей около 10-15 минут…
Эти 15 минут оставляют неизгладимый след на всю будущую жизнь и взаимную привязанность матери и ребенка. Возможно, отцы задумаются над этим важным моментом первого взгляда малыша, первого  прикосновения, первых минут его жизни вне утробы и сделают все возможное, чтобы тоже находиться рядом с ребенком и его матерью.

Дальнейшие советы читайте в книгах Никитиных «Мы и наши дети», «Мы, наши дети и внуки». А мы знакомимся с книгами дальше.


Хабаровское книжное издательство в 1991 году выпускает дополненную книгу «Мы, наши дети и внуки». В начале книги Юля - дочь Никитиных пишет вступительную статью «Мы и наши родители» (также есть в некоторых других изданиях), в которой упоминает, что известность метода воспитания разлилась в такие масштабы, что приезжающие к их дому даже перестали спрашивать разрешения на съемки, фото и записи жизни их семьи. Жизнь стала походить на аквариум, где членов семьи рассматривали как некие ценные породы рыб без понимания права человека на личное пространство и личную жизнь.
Люди, кто осуждая, кто любопытствуя, кто явно выступая агрессивно в сторону воспитания в семье, не могли понять одного - точно такие же проблемы и вопросы есть и в их семьях.
Купить книгу Хабаровского издательства http://semiletik.ru/products/16232127

Многие искали ответы на свои неразрешимые вопросы, но, как верно замечает дочь, масса таких же нерешенных вопросов существовала и в их доме. Все книги Никитиных-родителей как дневники, которые они вели, записывая, наблюдая, исправляя, корректируя. И все это можно было прочитать.

Книги могли подтолкнуть людей к размышлениям в своих семьях, кто мог это понять – использовали и думали, воспитывали и радовались. Кто не мог понять – принимались осуждать несовершенство метода. Если внимательно прочитать любую книгу Никитиных, можно заметить, как авторы направляют мысль вглубь себя, чтобы разобраться в первую очередь в себе, больше это делает мама. Отец активно участвует в физическом воспитании, создает игры детям для развития логики, умений, активности. Сам подает пример детям закаливанием, физическими упражнениями. Мама развивает в детях творческие процессы, умения помогать в повседневных делах… Много опыта и признанных ошибок!

Это совсем не методика развития, это просто жизнь, жизнь семьи, в которой родители заметили в детях известное давно. Еще в 30-х годах XX века о раннем развитии писали многие педагоги. Даже не столько раннем, сколько своевременном.
Вместо осуждения лучше задать себе хотя бы пару вопросов:
- почему знатные люди всегда начинали обучать своих детей с раннего возраста?
- почему в былые времена люди нанимали не просто няньку для прогулок и кормления ребенка, а образованную гувернантку, которая полноценно занималась с ребенком?     

Таких вопросов множество, задайте их себе и найдите ответы!
Удивительное издание книги «Мы и наши дети» издательства «Удмуртия» г. Ижевск 1989 г. мы получали в свои руки единственный раз. Плотная обложка, плотная бумага, редкие фотографии, которых нет в других изданиях. На страницах есть фото сотрудника японского издательства, приехавшего к Никитиным в гости. 


Купить книгу издательства «Удмуртия» "Мы и наши дети" Удмуртия



- Почему наши советские обычные родители стали знаменитыми в Японии, Америке, Германии прежде, чем у нас?
- Что двигало создавать заграницей детские сады с обучением, представленным этими родителями?
           - Почему японцы готовы были платить за книги и игры огромные деньги, но у нас опыт Никитиных ценился не настолько, чтобы включить в план подготовки детей к школе?


Никитин Б. П.:  «Всех людей можно сделать очень умными, если их очень рано и не так, как сейчас принято, целенаправленно начать обучать… Уровень интеллекта ребенка можно повысить путем раннего обучения… Правильно поставленная работа с дошкольниками может существенно повысить интеллектуальный потенциал целого народа… Образование – это тренировка ума, воспитание – это формирование чувств и убеждений, движущих поведением человека». 

Совсем недавно нам в руки попал еще один небольшой формат книги «Мы и наши дети» издательства «Московский рабочий» 1988 г. 


Купить книгу издательства «Московский рабочий» "Мы и наши дети" Московский рабочий


Какой бы размер книги ни был, какие бы дополнения не вносились авторами в каждое переиздание, в любой книге Вы обязательно получите все самое ценное и необходимое для своего понимания, своего направления мысли, своего переосмысления развития детей, осознанного родительства.
Никитины делятся даже такими житейскими ситуациями: как разделить справедливо сладости на всех, как устроить домашний театр, как оборудовали свои комнаты в первую очередь для создания обучающей среды детям, как готовили еду, как управлялись с бытовыми делами, как учились играть с детьми, как организовать во дворе каток или качели, а может и устроить соревнования?...
Интересно читать такие знакомые ситуации, которые всегда затрагивают жизнь любой семьи. Интересно потом и наблюдать вокруг – что, как, где, кто применяет описанное.
И знаете…редкость встретить подобное!

В 2015 году мы очень радовались вместе с семьей Никитиных (уже и детей и внуков и правнуков) выходу в свет долгожданной переизданной книги в 2-х томах «Мы, наши дети и внуки» издательства «Самокат». Двухтомник ждали года 1,5… Наконец, получаем его в руки и сразу же перечитывать!
Все члены огромной семьи дружат и, видно по книгам, – берегут память родителей.


Купить 1 том издательства «Самокат» "Мы, наши дети и внуки" 1 том Самокат
Купить 2 том издательства «Самокат» "Мы, наши дети и внуки" 2 том Самокат

Дети молодцы - добавили в книги интересные статьи, например, фрагмент книги немецкой журналистки М. Бутенштен и Б. Никитина «Дети Никитиных выросли». Книга была издана в Германии в 1988 году. В конце книги диалог Никитиных о внуках.             Добавлены факты из личной жизни детей, чего они добились. Но… Важно ли чего добились они? Как говорится в одном известном изречении – не сравнивай себя с другими, сравнивай себя с тем, каким ты сам был вчера и каким стал сегодня. Какими стали дети – это вложенный труд их родителей и их личные заслуги.


Очень гармонично дети Никитиных вписали в текст свои комментарии на некоторые главы, написанные родителями. Мнение через года дорогОго стОит – кто еще может так осмыслить труд своих мам и пап, бабушек и дедушек?
Ценными советами считаем список книг, которые читались родителями в доме. Много книг для детей, которые и по сей день остаются любимыми у многих детей всего мира. 

Во всех книгах авторы описывают, как учат своих детей обращаться с опасными предметами, веществами. Совсем не запретами, как учат многие! Никитины всегда придерживались мнения, что лучше позволить под их наблюдением дать случиться небольшим слезам, чем большой беде без присмотра. Много родителей с ними согласятся. А кто не знает – читайте уникальные книги-дневники.
Во всех изданиях звучит вопрос об ошибках родителей и правильности принятого решения. Наверно, это так и осталось звучать вопросом, потому что после состоявшегося родительства отца и матери Никитины учились быть бабушкой и дедушкой, что оказалось не так легко, как думалось.
             Книги Никитиных и их развивающие игры живут дальше, как живет в них память о родителях, позволивших сказать миру свое слово, не принятое многими, но еще бОльшими прожитое. Мы благодарны за наше знакомство с большой семьей, за все то, что мы подчерпнули из всей литературы, найденной нами на сегодняшний день. Благодарим всех детей и внуков за продолжение истории, за изданные книги и игры. 


«…Правы ли мы? – спрашивали мы в своей книжке, газетной статье, фильме. Многие с нами не соглашались: «Нет, они не правы! Раннее развитие опасно! Раннее развитие вредно!»
А мы, глядя на веселых, подвижных, всегда чем-то увлеченных наших малышей, недоумевали: «Почему опасно? Почему вредно?» - и погружались в изучение книг, брошюр, статей, где можно было раздобыть сведения об этом страшном раннем развитии».

На сегодняшний день (январь 2017 года) мы собрали коллекцию книг Никитиных «Мы и наши дети» и «Мы, наши дети и внуки» (кроме других «Развивающие игры», «Отчий дом» и т. д.), представленную здесь.
Мы счастливы делиться с Вами мнениями и отзывами об этих книгах, рады увидеть и прочитать  Ваши случаи из жизни, Ваш опыт переосмысления или применения знаний в воспитании ребенка или нескольких ребятишек.
Мы и дальше будем знакомить Вас со всеми новостями, рассказами наших гостей и подписчиков, играми, новыми книгами. Оставайтесь с нами!

- А Вы читали книгу "Мы, наши дети и внуки"?
- Чем важным можете поделиться с другими родителями?
- Чему главному научила Вас книга?
- Помогает ли прочитанное в воспитании Ваших детей?

Семилетик www.semiletik.blogspot.ru

4 комментария:

  1. Ого, какой разбор полётов!)
    Эту именно книгу не читала,но с творчеством Никитиных знакома.
    Сложно строить жизнь по чужим меркам, но такие советы никогда не окажутся лишними)

    ОтветитьУдалить
  2. Да, ЧУМработница, это Вы верно подметили, что сложно строить на чужих мерках. Но чужие мерки учат примерять свои в чем-то. Поэтому учитывая опыт многих можно сложить свой индивидуальный, прибавив свое наблюдение и практику.

    ОтветитьУдалить
  3. Ирина, спасибо за такой широкий обзор. Книгу не читала, но про Никитиных и их методику знаю. Ни разу не применяла целиком одну единственную методику, собрала свою уникальную коллекцию из разных. Считаю, что Никитины большие молодцы. И очень важно, чтобы каждый родитель, как и они, умел признавать свои ошибки, старался разобраться и изменить. Стоять на своем до последнего, чтобы не потерять мнимый авторитет в глазах маленького человечка, это очень свойственно большим дядям и тетям. Взрослые слишком самоуверенны, каждый раз думают, что они уж точно знают, как надо. А ведь вариантов очень много всегда, и единого "надо" не существует.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Скорее, соглашусь с Вами, Анна. Потому что не однажды наблюдала, как дети находят выход из достаточно взрослых ситуаций очень непринужденно и грамотно. А взрослые порой из простых ситуаций таких "слонов" могут раздуть. Поэтому кто прав - это вопрос всегда очень щепетильный. Да и нет ведь идеально правильного человека нигде, как мне кажется. Поэтому все только на ошибках и учатся, поэтому из признавать с радостью нужно, чтобы больше не допустить. А методики - дело индивидуальное. Я воспринимаю их все, как опыт каждого автора, накопленный благодаря наблюдениям и знаниям. И спасибо, что делятся с другими, что каждый может что-то для себя взять и использовать или поразмыслить.

      Удалить