суббота, 22 августа 2015 г.

Фабрика марионеток. Исповедь школьного учителя

Джон Гатто
2006 г

    - Рассматриваете ли Вы школу, как фабрику марионеток?
    - Рассматриваете ли как изготовление «ограниченных», послушных, управляемых людей?

    Таков взгляд изнутри школы Джона Гатто  – учителя, любящего детей и старающегося сохранить при обучении индивидуальность ребенка.
    Учитель выводит 7 важных итоговых уроков, которые дает школа:
    1 – урок бессистемности, безсвязности обучающего материала
    2 – разделение детей на престижные места, привилегированные школы
    3 – безразличное отношение к делу, как например, прерывание процесса познания школьным звонком и беготня на следующий урок

    4 – подчинение воли командной системе, эмоциональной зависимости через призы, почести, оценки
    5 – интеллектуальная зависимость от учителя без инициативы личной оценки преподаваемых знаний ребенком
    6 – представление детей о себе определяется мнением окружающих
    7 – фактическое отсутствие личного пространства и времени ребенка

    То есть ребенок с его интересами и мнениями в стороне…
    - И какой выход из этой ситуации?
    - Как сохранить интерес ребенка к знаниям?
    Дж. Гатто предлагает такие решения и важную роль в этом играет семья. Он уверен, что при ориентации только на требования школьной системы родители перестают чувствовать ребенка, перестают верить в него и не слушают себя.
    - Так что же делать?

    В книге автор предлагает родителям не только переосмыслить подход к обучению детей, но и учителям переоценить свой подход к обучению. Дать больше самостоятельности ребенку для выбора тематик, высказывания своего мнения, проявления своего творчества, критического мышления, самостоятельного формирования убеждений.
    Автор ценит в учениках такие качества, как проницательность, мудрость, справедливость, смелость, изобретательность, оригинальность. И часто на практике такими качествами обладают «плохие» ученики, отвергнутые школой.
    - Почему же школа подавляет эти качества?

    Автор в своей школьной работе предоставил каждому ребенку возможность искать путь к своей правде и делится в книге не только тем, что делает правильно, но и тем, что делает неправильно.
    - Кто готов также осознавать свои ошибки перед детьми? Публично.


    Результатами ошибок, допускаемых школьной системой, являются физический, моральный и интеллектуальный паралич. Человек идет во взрослую жизнь, ожидая, что ему и дальше будут по расписанию говорить, что и как делать. Аналогично школьным распоряжениям учителей и звонкам на протяжении многих лет.
    Учитель Дж. Гатто считает, что если вернуться к философии, ищущей смысл в семье, друзьях, временах года, природе, ритуалах и обычаях, любознательности, щедрости, сострадании и взаимопомощи, порядочности и независимости, личном пространстве - то мы были бы самодостаточны, в том числе материально.

    Перечисленные выше 7 ошибочных уроков школы направлены на воспитание людей, принадлежащим в последующем низшим слоям общества. Корень этого – страх, что самодостаточные люди могут много больше, чем умеют в итоге.
- Кто-нибудь в школах изучает эвристику или диалектику?...

    Преподавая много лет, автор отмечает, что в последние годы:
    - детям безразличен мир взрослых – а это разрыв поколений
    - дети почти не проявляют любознательности
    - у детей слабое представление о прошлом и будущем, отсутствие понятия взаимосвязи завтра с сегодня и вчера
    - дети антиисторичны, им совсем неинтересно прошлое, предопределившее их жизнь
    - дети жестоки друг к другу
    - детям чужды близкие откровенные отношения, они даже боятся таких отношений
    - дети все оценивают количественно и предлагают на продажу все на свете
    - дети зависимы, пассивны и трусливо опустошены, скрыв это под маской злобы и агрессии

    А кроме школы, как считает учитель, огромное негативное влияние оказывает телевидение.
    Исцеление детей на сегодняшний момент автор видит в изменении школьной системы или домашнем обучении, которое в свою очередь вылечит еще и саму семью.

    Важным фактом в обучении ребенка является общественная работа, которая в школах практически отсутствует. Но именно она помогает ребенку учиться самостоятельно принимать решения, нести ответственность за последствия.

    Джон Гатто публикует свое эссе «На берегах зеленой Мононгаэлы». Эссе получило первый приз на национальном конкурсе, проводившемся Колумбийским университетом.
Это путь автора от 9-летнего мальчика сорванца и до настоящего времени. История о становлении учителя. Как в его детстве наиважнейшими уроками были общение со взрослыми и получение реального опыта. Как за проступками наступала ответственность, давшая урок на всю оставшуюся жизнь. Какой потом абсурдной была работа, хоть и хорошо оплачиваемая. Как, начав работать учителем на замену, стало невозможно этим заниматься. Как маленькая девочка помогла Джону Гатто понять происходящее в школьной системе. Как после этого автор стал учителем на всю жизнь…

    «Образование – это в значительной степени поиск личного смысла и постановка личной цели».
    Как можно достичь этого, держа детей взаперти с одногодками вдали от реальной жизни? – таким вопросом задается автор.


Семилетик август 2015 г

Комментариев нет:

Отправить комментарий