воскресенье, 20 сентября 2015 г.

Значение фантазии для инженеров – зачем нужны сказки в детстве и, причем тут Чуковский?

Виктор Львович Кирпичев – русский ученый-механик, профессор, основатель и первый ректор Харьковского технологического института и Киевского политехнического института. Он родился в Санкт-Петербурге, закончил Михайловскую артиллерийскую академию, а потом через несколько лет переезжает в Харьков для работы в должности директора Харьковского технологического института. Его лекции всегда отличались простотой и ясностью изложения, он славился как чудный лектор.
Кирпичев В. Л. был всегда уверен в том, что фантазия для инженеров имеет огромное значение. Именно об этом статью Кирпичева однажды прочитал знаменитый на весь мир Корней Иванович Чуковский, который написал множество книг на тему детского языкотворчества, важности чтения сказок и стихов. Он уверял, что именно сказки и фольклор развивают в детях нормальную фантазию и воображение, которое имеет колоссальное действие для будущего взрослеющего человека.
Так в чем же важность?

Кирпичев В. Л.  «Значение фантазии для инженеров»
 «Введение новых изобретений представляется мне
самым главным из всех человеческих дел» (Бэкон)

«Без этих смешных чудаков-изобретателей
не подвигалось бы вперёд человечество –
и не над чем было бы размышлять Гамлетам.
Да, повторяем: Дон-Кихоты находят,
Гамлеты разрабатывают»
(Тургенев «Гамлет и Дон Кихот»)

«…Сегодня мы празднуем окончание первоначальной организации Киевского Политехнического института Императора Александра II. …Я предполагаю изложить Вам несколько мыслей по поводу одной очень важной стороны деятельности и посвящу сегодняшнюю речь вопросу о значении фантазии для инженеров. Этим я несколько уклонюсь от общепринятого направления разговоров относительно технической деятельности. Обыкновенно придают особое значение труду, и, говоря о замечательных инженерах, называют их героями труда. Нисколько не ослабляя значение труда в каждой сфере деятельности людей, а в технической в особенности, я, однако, сегодня не буду говорить о нём, а обращу внимание на другую сторону – на фантазию. Может быть позволено будет мне сказать, что довольно уже говорили о тружениках, поговорим о фантазёрах.

В этой теме я имею знаменитого предшественника. Известный английский физик Джон Тиндаль на одном из съездов Британской Ассоциации произнёс замечательную речь «О роли воображения в развитии наук», в которой прекрасно уяснил значение фантазии для физических наук. Тиндаль, по справедливости, ценит очень высоко эту способность человеческого духа, про которую он выражается следующим образом:
«Для того, чтобы рассеять мрак, окружающий мир ощущений, мы снабжены даром воображения».

Между прочим, он приводит такие примеры действия фантазии в научной сфере, взяв для образца двух самых знаменитых английских учёных:
«Когда Ньютон от падения яблока перешёл мысленно к падению луны, – это был скачок фантазии. У Фарадея игра воображения всегда предшествовала его опытам».

Мне кажется, что среди всех наук наибольшая сила воображения требуется в Математике. Говоря это, я имею в виду не то воображение, которое нужно иметь, чтобы ясно представлять себе фигуры и построения. Такое воображение есть почти у всех людей, и его можно в значительной степени развить у каждого ученика. Но я говорю о высшей степени этой способности, о той фантазии, которая нужна для мастеров дела, творцов и двигателей науки. Фантазия нужна математику, чтобы придумывать новые приёмы, новые построения. Без неё он не будет двигаться вперёд, а только вертеться в кругу прежних идей. Скоро здесь всё будет исчерпано, и движение науки прекратится, учёные превратятся в комментаторов.

Изучая творения великих математиков, мы поражаемся богатством их фантазии, многочисленностью придумываемых ими новых, неожиданных приёмов, уменьем найти в вопросе новую, прежде незамеченную сторону – вообще способностью выйти из сферы традиций, рутины.

Очень интересно и поучительно изучать разнообразие тем и задач, которые стремятся разрешить изобретатели. Наш знаменитый учёный П. Л. Чебышев, говоря о темах и задачах, разрабатываемых математиками, высказался следующим образом: в прежнее время задачи предлагали боги (во время чумы в Аттике спрошенный оракул рама на острове Делос ответил, что для прекращения эпидемии нужно удвоить храм Аполлона, это подало повод к знаменитой задаче об удвоении куба, имевшей такое важное значение для развития математики в Греции), и другие задачи, исходившие из храмов классической древности; потом задачи предлагали полубоги (здесь Чебышев подразумевает великих математиков 17–18 столетий, между которыми был распространён обычай задавать друг другу задачи).

Теперь, продолжает Чебышев, задачи ставятся массою и её нуждами. Нечто подобное можно найти и в истории технических изобретений; в классической древности задачи предлагались богами, или, вернее, их жрецами. Сюда относятся, например, следующие изобретения Герона Александрийского:
«Две фигуры жрецов, стоящие у жертвенника, приносят водяную жертву, как только на алтаре зажигают огонь».
«При открывании окон – слышится трубный звук».
«Такое устройство храма, что, при зажигании жертвенного огня, двери храма сами открываются; а когда огонь потухает, то двери сами запираются».

Затем, если угодно, мы можем считать полубогами таких гениев как Архимед и Леонардо да Винчи. Наконец в наше время темы для изобретений во многих случаях даются жизнью и её потребностями; «нужда – мать изобретения», таков общепринятый взгляд: «а нужда – челобитчик неотступный», – сказал Пётр Великий в приказе о начатии  работы по прорытию Ладожского канала. И действительно, двигателями изобретений часто являются экономические силы.

Великие бедствия, войны, массовые стачки вызвали много замечательных изобретений. Страшный взрыв рудничного газа, сопровождавшийся гибелью массы людей, который случился во время Гемфри Дэви, побудил этого знаменитого химика заняться выработкой средств для устранения таких несчастий, и результатом явилась безопасная лампа Дэви – одно из самых благодетельных для человечества изобретений.
Военное дело много способствовало совершенству механической промышленности. Современная массовая фабрикация машин зародилась и выросла в Америке на фабрикации ружей и револьверов, потом распространилась на другие отрасли промышленности и перешла в Европу. …Недостаток рабочих рук в Америке вызвал там изобретение множества машин, заменяющих людей, приспособлений, сберегающих труд...

Но в наше время нужда, экономические силы не представляют единственный побудительный двигатель изобретений. И теперь, как и прежде, многие задачи ставятся той богиней, которой посвящена моя речь. Рядом с экономической указкой действует непреодолимая сила фантазии, побуждающая способных людей изобретать, придумывать новое, по-видимому без всякой необходимости. Польза этих изобретений может быть окажется через сотни лет.

Науки, а математика в особенности, мало следуют совету Чебышева брать свои задачи из жизни и её потребностей, и ни в каком случае нельзя порицать за это учёных. Пуанкаре очень верно указал по этому поводу, что развитие науки представляет определённую преемственность, цепь истин, связанных как звенья одна с другой, вытекающих одна из другой. Только некоторые из этих звеньев имеют приложение к жизни; но, чтобы получить их, нужно выковать всю цепь, звено за звеном. А кто может теперь указать, какой результат науки будет иметь практическое значение? Когда греческие геометры Менехм, Апполоний и др. разрабатывали учение о конических сечениях, то разве они могли предполагать, что, через 2000 лет после их эпохи, эллипс будет иметь такое важное значение в вопросе о безопасности мореплавания, парабола – для расчёта прочности мостов?

То же справедливо и для изобретений. Когда Герон Александрийский изобрёл свой эолипил, то мог ли он предположить, что спустя 20 веков, машины, основанные на том же принципе, но, гораздо более усовершенствованные (паровые турбины), будут служить для освещения городов, и между прочим одна из них будет освещать Киевский Политехнический Институт?...»

Это лишь немногие примеры применения в жизни воплощенных фантазий, описанных Кирпичевым В. Л., а они случаются всегда на протяжении всей жизни человечества. Поэтому, стоит задуматься и позволить детям обязательно наслаждаться чтением сказок, поэзии, рассказов, фантастики, разных чудачеств (стихи-перевертыши, детские сочинялки и т.д.). Дети настолько мудры, что именно через такие тексты они учатся распознавать правду от вымысла и когда чувствуют и слышат подвох – хохочут до слез, настолько им видится это неправдоподобным. Но именно это и расширяет их сознание, что важно для взросления и будущей жизни.
Эти моменты очень хорошо описаны в книге К. И.Чуковского «От двух до пяти», очень рекомендуем книгу к прочтению.  


Семилетик сентябрь 2015 г

2 комментария:

  1. Отличная статья!Задания и упражнения для развития фантазии родители обычно не принимают всерьёз. Я всегда говорю, своим родителям- обычно мамочкам:), что недоразвитая фантазия потом мешает взрослым людям даже обои нормальные выбрать- ну не получится уютный, стильный дом, хоть ты тресни) Действует!)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Оксана. Взрослые почему-то боятся стать "детьми" со своими детьми, все пыжатся во взрослых. А ведь вместе можно тааакого нафантазировать! А ведь и воплотить можно. Оглянуться так по миру.... думали ли мы лет 15 назад, что вот все такое будет? А ведь стало.

      Удалить