воскресенье, 11 октября 2015 г.

ПОТРЕБНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА В ЧЕЛОВЕКЕ

Сухомлинский Василий Александрович
Изд-во Советская Россия, Москва, 1978 г.


Василий Александрович Сухомлинский покинул этот мир в 1970 году, но оставил свое богатейшее наследие в авторских книгах, высказываниях, записях. До сих пор многие педагоги, родители, учителя черпают ценные знания из книг, одной из которых является «Потребность человека в человеке».
Будучи директором самой обычной Павлышской сельской средней школы в Украине, он создал ее необычной. «Для меня было бы самым большим наказанием, если бы подросток прошел через мою жизнь, не оставив следа ни в памяти, ни в сердце. Если он уходит от тебя серым, безликим, - значит, ты не сумел ничего оставить в нем». Вся его жизнь после войны, в которой он потерял жену и ребенка, посвящена всем детям, их образованию, воспитанию.

Сухомлинский рассматривает сложные проблемы воспитания в единстве с самовоспитанием. Творить по законам красоты, то есть человечности – такой принцип труда и жизни учителя, это его глубинная и педагогическая концепция.

«Ребенка воспитуемым делает радость, счастье, жизнерадостное мировосприятие. Несчастного ребенка трудно воспитать. В то же время детей нельзя оберегать от сочувствия горю близких, от сострадания людям, которых постигла беда. Сердце ребенка необходимо сделать тонким, отзывчивым, нежным. Такое человеческое сердце может быть щедрым, а щедрость души и есть обратная сторона потребности человека в человеке».
Сухомлинский подчеркивал не раз, что «у иных педагогов воспитание у ученика способности беспрекословно подчиняться воле воспитателя заслоняет главное – развитие самостоятельности, инициативы, способности в моральном выборе руководствоваться совестью, тонко и сердечно чувствовать другого человека, творить добро и стремиться к красоте».

Все мысли педагога-новатора формировались во времена построения коммунизма, социалистического общества, но они настолько глубоко направлены внутрь Человека, внутрь ребенка, что остаются актуальными на все времена. Разговор автора через книгу только о безграничном потенциале, развитии, мышлении Человека. Всю книгу можно разобрать на цитаты и размышлять над каждой всю свою жизнь, применяя опыт и наблюдая за результатами. Это истины, дарованные педагогу благодаря его наблюдательности, его сердечности, его любви к ребенку. «Бессердечность порождает равнодушие, равнодушие – себялюбие, себялюбие – жестокость».

Василий Александрович утверждает, что «дети уважают учителя, влюбленного в труд. Одухотворенность трудом, способность педагога зажигаться интересами дела – это огонек, который как бы завораживает детей, изумляет их, пробуждает у них восторженное отношение к личности труженика».


- Что такое скупость? Что она порождает, к чему приводит в итоге?
- А к чему приводить щедрость?
- Для чего или кого существуют вещи и блага и воплощением чего являются?
- В чем секрет богатства духа, подлинной щедрости?

На множество вопросов вы найдете ответы в книге «Потребность человека в человеке».
Например, как развить волевую активность? Нужно вместо запретного подставить ребенку трудное или разрешить запретное, создав в нем трудность. Именно это заставляет работать МЫСЛЬ. Читайте об этом примере в книге!

«Никто не сможет воспитать человека, если он сам себя не воспитывает» - таков педагогический опыт Сухомлинского В. А.  Вот лишь некоторые важные принципы воспитателя – педагога, озвученные в книге Сухомлинским В.
«Воспитатель коллектива маленьких детей – это дирижер, по мановению палочки которого каждый участник оркестра творит…»
«Важная задача воспитателя – пробуждение эмоциональной зоркости, внимательности, тонкости чувств».
«Истинная гуманность педагогики – беречь радость, счастье, на которые имеет право ребенок».
«Мудрость настоящего воспитания заключается в том, что воспитатель сам является опорой и светочем для тех, кто не знает веры в человека или теряет опору и путеводный огонек».
«Власть воспитателя как творца детской радости заключается в том, чтобы открыть маленькому человеку дверь в мир прекрасного».
«Школа лишь тогда школа, когда главный предмет в ней – человековедение».

«С малых лет человека надо учить ставить перед собой цели, направленные на самовоспитание, самосовершенствование. Пусть эта цель вначале будет, казалось бы, незначительной, но человек не должен жить впустую; им должно двигать стремление. Стремление совсем не то, что желание. Желания рождаются в ленивой душе; чем больше желаний ребенка удовлетворяют взрослые без напряжения его духовных сил, тем меньше волевого благородства в его жизни. Стремления же связаны с тем, что человек заставляет себя, дает себе обещание, ставит перед собой требование».



«Добрая половина всех усилий, которые мы прилагаем к тому, чтобы воспитать настоящего человека, - это забота о благородном, возвышенном отношении мужчины к женщине. Я стремлюсь донести до сознания детей – мальчиков в первую очередь – ту мысль, что в женщине воплощено величие рода человеческого. Ее высокое предназначение сопряжено с огромным трудом. Ей несравненно труднее, чем мужчине. Она не «слабый пол», но существо, нуждающееся в заботе и защите».

Огромное значение для развития личности Сухомлинский видит в чтении книг разной тематики для расширения кругозора и работы мысли. «Самым большим счастьем, роскошью, наслаждением для ребенка, особенно для подростка, юноши должно стать общение с хорошей книгой, чтение, мышление».

«Гуманное назначение воспитателя, чтобы самый слабый ученик переживал радость успеха – лишь при этом условии он ваш воспитанник, а в семье его маленькие радости являются огромной духовной силой, укрепляющую духовную общность отца и матери. Отец и мать в тысячу раз больше смогут помочь вам, если сын приносит им из школы радость, чем тогда, когда вы вызываете в школу отца или мать специально для того, чтобы они заставили ребенка быть хорошим. Можно принудить к поступку, но заставить быть хорошим невозможно...

…Дать детям радость труда, радость успеха в учении, пробудить в их сердцах чувство гордости, собственного достоинства – это первая заповедь воспитания. В наших школах не должно быть несчастных детей – детей, душу которых гложет мысль, что они ни на что не способны. Успех в учении – единственный источник внутренних сил ребенка, рождающих энергию для преодоления трудностей, желание учиться...

…Лодыри появляются там, где есть интересное времяпровождение, но нет интересного труда».
     


Книга «Потребность человека в человеке» может стать настольной не только для каждого педагога, воспитателя, но в первую очередь для родителя, который занимается со своим ребенком с первых признаков беременности, а далее кормит его, одевает, ухаживает, читает ему, играет с ним… Педагогика и родительство тесно переплетены и нет смысла перекладывать ответственность каждой стороне. Гораздо важнее помогать друг другу растить детей образованными, вежливыми, смышлеными, имеющими цели и стремления. И дети, видя пример старших поколений, будут передавать навыки и знания поколениям следующим.

При желании приобрести букинистический экземпляр книги, оставьте заявку в интернет-магазине «Семилетик»  www.semiletik.ru или напишите по эл.почте  irina.semiletik@ya.ru свои ФИО, название книги и автора. При наличии книги мы свяжемся с Вами и вышлем бандероль почтой в любой город.
  
Сухомлинский В. А. «Потребность человека в человеке», 1978 г.

Семилетик октябрь 2015 г.

Комментариев нет:

Отправить комментарий