понедельник, 22 февраля 2016 г.

Педагогических фокусов не существует!

ЛЕКЦИИ О ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ
Макаренко Антон Семенович
Москва, 1953 г., 96 с.

Ваше собственное поведение – самая решающая вещь.

Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома. Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы радуетесь или печалитесь, как вы обращаетесь с друзьями или с врагами, как вы смеетесь, читаете газету, - все это имеет для ребенка большое значение.

Малейшие изменения в тоне ребенок видит или чувствует, все повороты вашей мысли доходят до него невидимыми путями, вы их не замечаете. А если дома вы грубы или хвастливы, или пьянствуете, а еще хуже, если вы оскорбляете мать, вы уже причиняете огромный вред вашим детям, вы уже воспитываете их плохо, и ваше недостойное поведение будет иметь самые печальные последствия.
Родительское требование к себе, родительское уважение к своей семье, родительский контроль над каждым своим шагом – вот первый и самый главный метод воспитания!

- Так как же воспитывать детей, подавать пример им, даже не находясь дома?
- Нужен ли авторитет в семье? Каковы признаки отсутствия авторитета?
- Что значит – руководить ребенком?
- Почему послушные – это слабые люди?
- Чем опасен ложный авторитет?
- В чем отличия дисциплины от режима?

Кладезь ценных советов мудрого педагога, сумевшего дать дорогу в жизнь трудным подросткам. Что было бы, если по его советам жить нашим семьям? Скорей всего, они были бы намного крепче и много уважительней относились бы друг к другу все люди.
Вот, например, в книге автор размышляет над понятием «авторитет», какой он бывает и чем опасен?

- Авторитет подавления – самый страшный вид из всех существующих. Больше всего им страдали ранее отцы, но в наше время все чаще можно встретить такой тип воспитания у матерей. Недовольство сделанным делом, сердитость на ребенка, понукание, раздражение от его присутствия, использование ремня, грубость в общении, наказания, унизительное отношение к матери (отцу) – вот главные признаки такой авторитетности. Из детей вырастают потом никчемные, слабые люди, самодуры.

- Авторитет расстояния – воспитание на дистанции. Убежденность родителей, что правильное воспитание должно быть с минимумом разговоров, обращение сводить в виде указаний, иметь свой кабинет для возможности быть отдельно от семьи и ребенка, воспитанием занимаются бабушки с дедушками или няньки. Такой тип способствует безответственности и отсутствию организованности семьи.

- Авторитет чванства – показ своей важности, достоинств, высокомерия, хвастовства, что перенимается детьми и усиливается с возрастом. В такой атмосфере сложно быть уважению и нет понятия «воспитание».

- Авторитет педантизма – уверенность в непоколебимости родительского слова и дела – это святыня, закон, которые ребенок должен беспрекословно выполнять, даже если они ошибочны. В таком случае родителям сложно признать ошибку, страх потери авторитета унижает их самих.

- Авторитет резонёрства – муки детей от навязчивых родительских нотаций, назидательных разговоров, скучных «воспитательных» речей. Семья в таком случае несчастна, нет радости.  У детей сложности жить своей детской жизнью.

- Авторитет любви – бесконечные лобзания, ласки, угрожающие (даже в смешливом тоне) «Ты папу не любишь?» доводят до подыгрывания детей с родителями. Сами родители много упускают, не видят из-за излишних нежностей. Дети могут вырасти эгоистами, лживыми людьми.

- Авторитет доброты – излишняя доброта, мягкость, отсутствие запретов, ложное прикрытие конфликтов. Дети в такой семье сами станут командовать и управлять родителями.

- Авторитет дружбы – дети и родители в отношении друзей на крайних пределах, когда теряется взаимное уважение и понятия: родитель / ребенок.

- Авторитет подкупа – подкуп послушания подарками и обещаниями, любое действие строится на условиях. Дети ловко используют это в своем давлении на родителей и берут главенствующую роль.

Итак, вот кратко несколько типов авторитета, в которых почти каждый может узнать себя. Не стоит ругать себя или опускать руки, прочтите книгу Макаренко А. С., чтобы разобраться в своих семейных отношениях и грамотно относиться к воспитанию детей, а также уважительно к каждому члену своей семьи.

Отличия режима и дисциплины – очень важные, родители должны в них хорошо разбираться. От дисциплины, например, требуется совершенство, чтобы она была лучшая, строгая. Дисциплина – это результат.
Режим – это средство, которое будет всегда совершенно разным при разных обстоятельствах. Режим родители должны выбирать, исходя из численности семьи, порядков, устоев, дохода и других многих причин. Если выбранный режим непонятен ребенку, то нужно разъяснить ему – почему нужно делать именно так. Автор приводит много советов к разным ситуациям, как чистка зубов, приборка постели, обед в определенное время. В некоторых отношениях нужно применить и распоряжение. Что это – читайте в книге «Лекции о воспитании детей».

Макаренко предполагает, что дети, которые недоиграли в детстве, позже переносят эти желания в жизнь взрослую. Здесь имеются ввиду искаженные установки родителей – запреты, перегрузы обязанностями, которые для ребенка являются работой, либо переизбыток бессмысленных игр. Вырастая, такой человек тянет шлейф лжи, дурачества, страсти к азарту, нежелание работать, гонится за удовольствиями, любит веселые компании… И здесь уже ничего не поделать, пока человек САМ не осознает причин своих пристрастий.
Поэтому к играм детей с самого рождения нужно относиться разумно и принимать в них участие, стараться исключить насилие прерывания игр для выполнения обязанностей по дому, чтобы не провоцировать дальнейшую ненависть к работе.

Мудрые родители и работу сумеют превратить в игру! Но между работой и игрой тоже есть отличия. Автор терпеливо через страницы книги объясняет родителям много важных моментов, дает советы, которые актуальны и по сей день. Из чего можно сделать вывод, что семейные ценности вечны и нужно их хранить и беречь, учить детей с рождения и передавать через поколения для создания крепкой семьи.

Игра имеет несколько стадий:
- время комнатной игры, игрушки
- время игры вне видимости родителей
- время коллективной игры, переходящей в деловую, учебную.
На всех трех стадиях игры влияние родителей важно и огромно. Нужно грамотно подобрать детям игры и игрушки, чтобы они были из нужных для гармоничного развития материалов.

Поэтому самое главное в детской игре:
- реальная игра ребенка, умение сочинять, строить, комбинировать
- доведение деятельности до конца, без метания от одного к другому
- видение в игре/игрушке ценности, нужности, умение бережливости.

Когда игра во взрослой жизни переходит в стадию труда – здесь то и всплывает результат воспитания в детстве и приспособленность ребенка к выполнению задач. Поэтому правильное воспитание к труду имеет огромный смысл для ребенка в будущем:
 - подготовка к труду качественному, от чего зависит благосостояние, материальный уровень, отношения с коллегами
- творческий подход к труду, а не из нужды
- нравственная сторона отношений с коллегами – взаимовыручка, поддержка, помощь
- физическое и духовное развитие
- взаимосвязь отношения к труду и личной жизни.

Трудовые поручения для ребенка должны быть простые, но требующие его самостоятельности, например:
- полив цветов в квартире
- накрывать на стол для обеда, ужина
- поддержка порядка в книжном шкафу
- кормление домашнего животного…


Автор предлагает 22 таких примера для поручений. Вы можете придумать свои. Наблюдайте за выполнением поручений с удовольствием и пониманием, а не как надзиратель – это может внушить ребенку страх и отвращение к выполнению работы, которая часто бывает не столько интересной, сколько необходимой.

Антон Семенович предлагает открыто обсуждать с ребенком семейный бюджет, планируемые траты, дела, чтобы дети учились уважать оплачиваемый труд родителей, потребности других членов семьи, кроме себя. Нужно рассказывать детям о работе родителей, знакомить с ней через экскурсию, рассказать о должности и выполняемых обязанностях, какой результат они приносят и для чего нужны, о трудностях и радостях выполнения. Это воспитывает не только уважение к работе родителей, но и стремление ребенка подражать взрослым, выполнять домашние поручения с удовольствием.

Как же воспитывать в детях честность, заботливость, бережливость, способность ориентироваться ..? Автор и здесь дает много понятных и важных советов и рекомендаций.

А как вы думаете, нужны ли детям сказки, кино, театр, музеи и выставки? Макаренко А. С. Убедительно призывает предоставлять все это детям. Но! Важно не пускать это на самотек, а внимательно относиться к тому, что читает ваш ребенок, что смотрит – развивает ли это его мысль, побуждает ли к вопросам, желанию обсуждать темы и т.д. Если вы заметили негативное влияние, нужно аккуратно направить ребенка на другие темы.

А вот тема полового воспитания всегда очень неудобна для родителей. Но Антон Семенович поднимает в своей книге и ее. Он считает ее очень важной. Как говорить с детьми на такую тему, почему и зачем дети ей интересуются, какой пример отношений подают сами родители? Автор уверен – гораздо легче своевременно воспитать правильное отношение, чем запустить его и вряд ли суметь перевоспитать в будущем.


Основную задачу этой книги Антон Семенович видел в том, чтобы дать толчок к самостоятельному мышлению родителей, пробудить интерес к творческому решению конкретных задач, которые перед ними ставятся жизнью. Успех семейного воспитания в значительной степени зависит от слаженности взаимоотношений между родителями и единой линии их воспитательных воздействий на детей.

Комментариев нет:

Отправить комментарий