воскресенье, 17 апреля 2016 г.

Книга для родителей - стать обезьяной или мудрым Человеком?

Макаренко Антон Семенович
КНИГА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Лениздат, 1981 г.

Любовь как будто не зефиром дышала у нас,
А больше сквозняком прохватывала…
Макаренко А. С.

Книга времен и книга поколений, книга на все века и актуальная для любой семьи…
Дорогие родители, даже если у вас, на ваш взгляд, очень положительная семья, прочтите книгу Макаренко А. С. «Книга для родителей» - кто знает, может, она натолкнет вас на новые мысли, на новый взгляд привычных вещей, на новые взаимоотношения в семье, которые преобразят любовь в семье и сделают ее счастливее.

Обращение автора книги к родителям: «…Дорогие родители! Вы иногда забываете о том, что в вашей семье растет человек, что этот человек на вашей ответственности…»
«Основной конфликт» с ребенком – отсутствие времени – наиболее распространенная отговорка родителей-неудачников. В чем это выражается? Что в это свободное время будут делать родители? Как они будут воспитывать ребенка? В нем ли проблема?
И Макаренко А. С. отвечает - воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и больше всего – люди. Бессмысленна и безнадежна попытка родителей извлечь ребенка из-под влияния жизни и подменить социальное воспитание индивидуальной домашней дрессировкой. Все равно это окончится неудачей: либо ребенок вырвется из домашнего застенка, либо вы воспитаете урода.


Материал для воспитания – это вся жизнь во всех ее многообразных проявлениях. Автор сравнивает родителей не с «обожателями цветов жизни», а с садовниками, которые разумно ухаживают за своим «яблоневым садом» - живым, здоровым и благоухающим. И у мудрых садовников всегда благоухающий сад (дети) в отличии от воздыхателей со временем «умирающих цветов жизни».
«Разумно и точно провести ребенка по богатым дорогам жизни, среди ее цветов и сквозь вихри ее бурь может каждый человек, если он действительно захочет это сделать».

Панический и отвратительный вопль «уличный мальчики»! А мальчики ли виноваты? Обратите вопросы к себе, родители, что и как вы делали, какие примеры подавали, начиная с 1,5-годовалого возраста ребенка. Отвечайте честно сами себе. Может быть, вы будете шокированы, увидев себя со стороны столько лет назад.
Думаете, виновато отсутствие педагогического опыта? Ерунда! Антон Семенович отвечает: среди нашей педагогической братии процент семейных бракоделов ничуть не меньше, чем у вас. В чем секрет? И что же тогда изучает педагогика? Почему часто увлеченные, прекрасные дети вырастают из тех, кто совсем не знаком с педагогикой? И есть ли волшебные фокусы в педагогике?

Веселая история описана автором из разговора коллег.
Осуждению подвергся новый нанятый кузнец, имеющий 13 детей. Как так вышло: 13 детей! Легко объяснил это бухгалтер: если есть 1 ребенок и ожидается второй, то это прибавление на 100 %. Если пятеро, то шестой – это 20 %, что не так уж и напряженно. Ну а если 13-ый, так это 8,3 % - совсем малость!
Может, потому и легче в многодетной семье, чем с 1 ребенком?
Несчастен ли кузнец в огромной семье? Нет же! Он и скромен, и трудолюбив и очень любит свою семью. И все дети его работящие, все от мала до велика очень нужные и важные помощники в хозяйстве, и отца с матерью уважают. Как же отцу и матери удалось создать такую гармоничную завидную организацию в семье? Об этом он и поведал Антону Семеновичу Макаренко, а он рассказал нам, родителям-читателям, в своей книге.

А на рассказы коллег о своих крикливых детях мудрый многодетный отец сказал: «..А что дети плачут и кричат, та это просто от нервов. Вы думаете, у вас только нервы? У них тоже. На вид он хороший мальчик, и веселый, и все, а на самом деле у него нервы испорчены, как у барыни-сударыни. Он и кричит. Если ему нервы не портить с первого года, что он будет кричать?..»
А вот что он говорит о важности взаимоотношения отца с детьми: «...Надо, чтобы отец у него как человек был, а не то, как я наблюдал, не человек, а просто лошадь: взгляд тупой, спина забитая, нервы ни к черту, а души – как кот наплакал. К чему такой отец спрашивается? Для хлеба только. Да лучше такому отцу сразу в могилу, а детей и государство прокормит, - хлеба не пожалеет. Я таких отцов видел: тянет через силу, ничего не соображает – свалился, издох, дети – сироты; а если не сироты,  так идиоты, потому что в семье должна быть радость, а не то что одно горе. А еще и хвалятся люди: я, говорит, все отдал для детей! Ну и дурак: ты отдал все, а дети получили шиш. У меня хоть и не богатая пища, зато в семье есть компания, я здоровый, мать веселая, душа есть у каждого..»

И это называется семейная педагогика, которая настолько важна, но настолько не принимается во внимание, что даже Макаренко А. С. заинтересовался многодетным семейством и решил познакомиться ближе с этим глубоким и мудрым источником. Интересная получилась встреча и поучительная…

Очень интересны рассказы о 3-х семьях: в одной отец строго распоряжается учетом расходов, да так строго, что прежде выдачи ребенку нескольких копеек устраивает настоящий допрос о причине необходимых растрат. В другой же семье финансового учета нет, деньги лежат в свободном доступе для всех детей и родителей. Кому сколько нужно – все столько и берут. А всем ли хватает?
А вот и третья семья, где нет жестких допросов, но нет и свободного доступа денег, а все средства распределяются на семейном совете всеми членами семьи. И кто как тратит выделенные ему деньги – дело каждого.
Какая из семей, на ваш взгляд, поступает правильней? В чем ошибки и преимущества всех приведенных примеров? В чем заключается педагогическое воспитание во всех семьях?

И много таких реальных примеров из семейной жизни рассказывает писатель-педагог. Он наблюдает, сравнивает, анализирует, задает вопросы и ищет ответы. Зачем? А все потому, что кроме педагогики, которую воспринимают как умение обучать и воспитывать детей образованными учителями, воспитателями, есть еще и семейная педагогика – намного важнее, чем все другое, ибо с семьи начинается Человек. Семья несет ответственность за саму себя и каждого ее представителя. И каждая семья передает по наследству глупости или знания, навыки или потребительство, дурость или мудрость.

- Как вести себя брошенной жене?
- Что сказать детям?
- Как правильно или неправильно относиться к бывшему мужу?
- Что делать в полном одиночестве или безысходности?
- К чему могут привести гнев, злоба и ненависть?
Об этом следующая история семьи Жуковых.

- А что делать, если у маленького сына настоящая катастрофа – от паровоза отвалилась труба? Махнуть рукой, заменить на новую или активно поучаствовать в капитальном ремонте? Удивительно теплая история семьи Назаровых. Грамотное, разумное взаимоотношение матери и отца к сыну.  Жизнь превращается в настоящую, серьезную, поучительную игру с обязанностями и заботами. И в этой игре происходит самое важное и нужное обучение ребенка, воспитание и донесение до него человеческих ценностей. И даже недовольство поведением ребенка отец и мать могут донести так мудро, что сынишка САМ ПОНИМАЕТ СВОБ ОШИБКУ, и может избежать ее в следующий раз. В такой семье любовь только крепнет.

А вот и соседи по двору – буйная семья, в которой дети зовут своих родителей по именам – Варькой и Гришкой. Также обращаются между собой и сами родители. Есть ли в этой семье уважение и любовь? Почему сестра и брат ненавидят друг друга? Какие ценности в этой семье?

Интересна семейная педагогика, наблюдаемая Антоном Семеновичем. Истории, подобные рассказанным, встречаются и до сих пор, да будут еще много веков повторяться в разных уголках нашей планеты. Меняются только лица, имена, обстановка. И кажется, ведь нет ничего сложного – наблюдай, думай, понимай, уважай, люби… Кто или что все усложняет?

«..Если вы бьете вашего ребенка, для него это во всяком случае трагедия, или трагедия боли и обиды, или трагедия привычного безразличия и жестокого детского терпения.
Но трагедия эта – для ребенка. А вы сами – взрослый, сильный человек, личность и гражданин, существо с мозгами и мускулами, вы, наносящий удары по нежному, слабому растущему телу ребенка, что вы такое? Прежде всего вы невыносимо комичны, и, если бы не жаль было вашего ребенка, можно до слез хохотать, наблюдая ваше педагогическое варварство. В самом лучшем случае, в самом лучшем, вы похожи на обезьяну, воспитывающую своих детенышей. Вы думаете, что это нужно для дисциплины? У таких родителей никогда не бывает дисциплины…»

А как мы учим своих, уже подрастающих мальчиков и девочек, распознать любовь? Вот как звучат наставления матери своей дочке-старшекласснице:
«- Любовь надо проверять. Человеку кажется, что он полюбил, а на самом деле это неправда. Масло не покупают без проверки, а наши чувства берем как попало, в охапку и носимся с ними. Это просто глупо… Ты знаешь, что такое женское достоинство, женская гордость. Мужчина легко смотрит на женщину, если у нее нет этой гордости. Ты знаешь, как это легко сдержать себя, не броситься на первый огонек.
- А если хочется броситься?..
- Ну, если уж очень слаба, бросайся, пожалуй. Слабый человек, он везде проиграет и запутается. От слабости люди счастье пропивают.
- А почему раньше было строго? А теперь почему такая свобода: хочешь женишься, хочешь разводишься?..
- ..Настоящий человек сам знает, как поступить. А для слякоти всегда упаковка нужна, чтобы не разлезалась во все стороны…»
Младший сын, подслушивающий все слова матери позже вспоминал: «..какие-то слова необычные и важные, о которых все больше и больше хотелось думать, но о которых думать он не умел, а только вспоминал их теплую, мудрую силу».

Макаренко А. С. считает, что «культура любовного переживания невозможна без тормозов, организованных в детстве. Половое воспитание и должно заключаться в воспитании того интимного уважения к вопросам пола, которое называется целомудрием…»

И вот новая история о Вере Игнатьевне – первоклассном специалисте, увлеченной своей работой настолько, что в каждом человеке может зажечь интерес к книге, искру любопытства, поиска. Но дома она прислуга своим детям и мужу. Почему? Разве они не любят свою жену и маму? Почему же мать стала для всей семьи посторонним человеком? Какая катастрофа случилась в семье и, не приди помощь вовремя, дальнейший путь детей и родителей мог был сложиться очень печально. Что потеряли родители и дети, не понимаю много лет свои ошибки?

Таких историй и бед океаны, автор приводит в пример только малую часть их. Как же избежать ошибок и жить в крепко, любящей семье? Как научиться прощать и стать вместо слепых зрячими, осознанными, слышащими друг друга? Причины раздоров в семьях просты, но всегда легче учить других, чем разобраться в своем хаосе. Поэтому очень важно наладить мир и согласие в своих семьях, пригреть у себя любовь и счастье. Антон Семенович через рассказы показывает нам не чужие семьи, а нас самих в них, чтобы мы научились жить мудро.

«…Жора смотрит с презрением на чашку молока. Жора сыт. Но мать говорит Жоре:
- Кошка хочет съесть молоко. Кошка смотрит на молоко. Кошке не дадим! Жора скушает молоко! Пошла вон, кошка!
Слова матери похожи на правду. Кошка смотрит на молоко, кошка на самом деле не прочь позавтракать, Жора смотрит на кошку подозрительно. И природа-мать торжествует: Жора не может допустить, чтобы молоко ела кошка.
С таких пустяков начинается эгоист.»

- Что мы примем? Как воспримем?
-  Изменим ли свое отношение, либо так и будем ждать изменений извне?
- К чему мы стремимся и зачем нам семья?
- Какой пример семейных отношений мы подадим своим детям?

«Локоть дан человеку, чтобы чувствовать соседа,
а не для того, чтобы прокладывать себе дорогу»


2 комментария:

  1. Эта книга у меня всегда под рукой, впрочем, как и все собрание сочинений Антона Семеновича Макаренко

    ОтветитьУдалить
  2. Анна Борисовна, приятно видеть и слышать, что есть люди, читающие такие ценные книги. Каждая строка на вес золота. В каждой столько смысла, что книга по весу и ценности много больше своих размеров и форматов. Наверно, поэтому книги эти живут так долго. Макаренко смог сделать, казалось, невозможное. Главное, что в книгах нет нотаций для родителей, это книга-поиск и самого автора. Спасибо Вам за отзыв!

    ОтветитьУдалить