среда, 8 июня 2016 г.

Фолаты, дребедень, плавание, методики – что полезно нашим детям?

Освоение «неизвестной земли»

Помните семью Никитиных из подмосковного города Болшево, известную в конце прошлого века всей стране? Глава семейства, Борис Павлович, и его жена Лена Алексеевна пытались доказать на примере своей маленькой коммуны из семи разновозрастных детей, что, во-первых, раннее развитие ребенка не повредит в дальнейшем его психическому статусу, а во-вторых, раннее закаливание, как параллельно идущий процесс и как физическая составляющая, — это еще одно безоговорочное условие успеха в развитии умственных способностей малышей.

У Никитиных было множество последователей, но хватало и критиков. Супругов обвиняли, в частности, в том, что их дети живут в постоянном холоде, недоедают, соблюдают строжайший режим, находятся под неусыпным контролем и не имеют возможности свободно реализовываться, поскольку вынужденно следуют указке и воле родителей. А в 90-годах стали появляться статьи, в которых говорилось о том, что идеи Никитиных несостоятельны, поскольку их дети выросли и стали обыкновенными, ничем не примечательными людьми. Подобные суждения встречаются и сегодня, поэтому мы решили рассказать о том, как воспитывали своих детей на примере семьи Никитиных.
Для нас, молодых родителей середины 80-х годов прошлого века, идеи Бориса Никитина, ученого, публициста и педагога, были настоящим руководством в сложном и увлекательном деле — постижении всех премудростей раннего развития и закаливания детей. Мы, вооружились теорией Бориса Никитина, дополнили ее новыми (на тот период) взглядами о механизме родов по методике Игоря Чарковского и смело вошли в эту « t егга incognit а».

Не соглашаясь с традиционными взглядами акушерской и педиатрической науки тех лет, мы поставили перед собой задачу — доказать, что дозированные физические нагрузки для беременных, пенные кислородные коктейли и цветная капуста в ежедневном рационе 
способны заменить все рукотворные «чудодейственные» фармакологические препараты, предписываемые гинекологами для обязательного употребления в период беременности. Мы искали тот минимальный набор рационального, который мог бы сотворить чудо в материнском организме — формирование депо из микроэлементов для нормального развития плода.

Пенный кислородный коктейль — это очень полезная энергетическая и витаминная добавка, причем не только для беременных. Рецепт: 200 мл (1 стакан) натурального сока (лучше сливового или яблочного с мякотью) и 1 белок свежего куриного яйца (желток удалить) взболтать миксером до образования густой пены. Пена не только вбирает в себя все полезные витамины из сока, но и обогащается кислородом при турбулентном миксировании. 
Вот эту пену и требуется съесть (остатки соковой жидкости тоже можно употребить в питание).
Хотим подчеркнуть, что нужно употреблять не более одного стакана коктейля в день, так как для беременных женщин одним из основных правил является соблюдение строгого контроля 
за потреблением жидкости после начала шевеления плода. (Мы не готовили коктейль из цитрусовых соков во избежание возникновения аллергического компонента и не добавляли сахар.)

Что же касается цветной капусты, то ученые убедительно доказали, что фолаты (соединения фолиевой кислоты), которыми богат этот овощ, архиположительно влияют на развитие нервной трубки у плода. А значит, цветную капусту нужно обязательно включать в рацион беременных женщин...

Следующая наша цель была такой: на основании собственной антистрессовой системы сформировать столь мощную доминанту в подсознании беременной женщины, которая позволила бы ей пройти через процедуру родов как через естественный физиологический процесс (элементы этого опыта описаны нами в № 4 журнала «ФиС» за 1990 г.).

Первого ребенка, девочку, мы познакомили с водой уже в первые дни ее жизни. Подогретая до 37°С вода в ванне показалась тогда ребенку океаном. Сказать, что малышка восприняла воду как естественную стихию (как убеждал И. Чарковский), было бы большим преувеличением. Все было далеко не так. Но мы проявили настойчивость и преодолели страхи… под 
причитания наших бабушек (что в большой степени передавалось и мешало нашему ребенку). И процесс пошел! Дочка не сразу, но через определенное время действительно стала 
засыпать в воде, с удовольствием «плавала» на спине, ныряла под воду в ванной.

Параллельно мы осваивали систему закаливания Бориса Никитина: обязательные физические упражнения в любой период бодрствования малышки с открытыми для доступа свежего прохладного воздуха головой и ножками.
Водным процедурам мы отводили главенствующую роль в системе закаливания ребенка: утром и вечером — плавание в ванной с подогретой до комнатной температуры водой, а в середине дня — посещение бассейна в детской поликлинике по 4—5 раз в неделю.
Процедура закаливания сочеталась со всеми рекомендациями Б. Никитина по освоению элементов раннего развития: сначала — восприятие формы и цвета предметов, затем осуществлялся переход к более сложным заданиям, согласно биологическому возрасту ребенка. В целом это была ежедневная, добровольная и самоотверженная работа нас, родителей, без права на передышку или перерыв.

Через полтора года в семье появился второй малыш — мальчик. К этому времени первый ребенок уже был достаточно физически сформирован и продвинут в своем развитии. Поэтому второй малыш включился в отработанную программу развития без предубеждений со стороны взрослых.

А потом были будни… Игры в развивающие кубики, созданные Борисом Никитиным, чередовались с выбеганием босиком на заснеженный балкон. Рамки-вкладыши (они 
придуманы итальянским педагогом Марией Монтессори и модифицированы Б. Никитиным), представляющие собой набор рамок-пластинок с вставленными в них фигурками разной 
формы (звери, домики, цветы, фрукты и т. д.), которые вынимаются и обратно вкладываются в отверстия, — сочетались с обливанием холодной водой. Детские раскраски — с 
длительными (до 7 километров) пешими прогулками…

И такая «дребедень» продолжалась каждый день. Благо моя сменная работа и скользящий график жены позволили нам в те времена избежать посещение детских дошкольных учреждений и обойтись без сертифицированных нянек.
Первые результаты нашего упорного труда мы осознали только через 5—6 лет.
До первого похода в школу оба малыша переболели только один раз — ветряной оспой в «стертой» форме. Зато вода для них стала жизненно необходимой стихией: у какого бы водоема мы ни останавливались, наши дети спокойно входили в воду, ныряли на большую глубину и проплывали длинные расстояния без каких-либо усилий. Мы не ставили перед 
 собой цель сделать из них спортсменов, а вот развить чувство толерантности к воде и 
глубине нам удалось полностью.

Теперь об отдаленных результатах. Живя в городе с влажным климатом, дети ни разу не болели. Благодаря воде, у них не было аллергии, дыхание всегда — через нос, сон — без проблем, ожирением никогда не страдали, хотя аппетит всегда был отменный. Хорошее здоровье позволяло детям помимо школьных занятий осваивать шахматы, музыку, 
 заниматься легкой атлетикой и очень много читать.

Через 22 года после начала нашего эксперимента, когда у дочери уже позади университет, а сын успешно прошел известный своими нагрузками физико-математический лицей № 239 и четыре курса технического университета, наши дети достигли самого главного — благодаря программе раннего закаливания и развития они обрели активную жизненную позицию, 
мощную целеустремленность и хороший физический статус. Спасибо плаванию, закаливанию и развивающей системе Бориса Никитина!
Виктор КРИВЕНКО, кандидат медицинских наук,
Наталья КРИВЕНКО,
Санкт-Петербург
Лекарство — теплота

С удовольствием прочитал опубликованные на страницах журнала «Физкультура и спорт» отрывки из книги Нормана Казинса «Анатомия болезни глазами пациента». Как врач, не могу не отметить полезность многих мыслей, высказанных автором. Так, на мой взгляд, он очень метко подметил атмосферу современной, начиненной электронной аппаратурой реанимационной палаты, где в наличии есть все и в то же самое время очень часто 
отсутствует главное — теплота от контакта человека в белом халате с человеком на больничной койке.
Влияние человеческого контакта непостижимо огромно. 

Порой этот контакт заменяет самые современные лекарства. К счастью, убедиться в этом 
мне пришлось в самом начале медицинской практики. В небольшом поселковом родильном доме умирал недоношенный ребенок. Меня, тогда еще совсем молодого врача, 
не испытавшего горечи неизбежных врачебных утрат, поразило отношение к нему медперсонала. Ну, подумаешь там... недоносок! Тут хотя бы доношенных детей до выписки дотянуть! И малыш постепенно на глазах угасал.

Как-то вечером я подсел к умирающему ребенку и, положив три пальца на его щупленькое тельце как раз в области сердца, начал производить периодические ритмичные сдавливания. Так мы с ним вдвоем «просидели» всю ночь. К трем часам утра малыш вдруг заметно активизировался: постепенно стал появляться мышечный тонус, дыхание перестало быть конвульсивным. Через пару недель ребенка и его маму встречал счастливый отец.

Потом только я прочитал в журнале «Наука и жизнь» о том, как муравьи «реанимируют» своих придавленных сородичей. Они, оказывается, пробегая мимо потерпевшего, стараются коснуться его ножками или усиками. Эта процедура повторяется довольно долго, вплоть до полного восстановления. Прикосновения как бы говорят потерпевшему, что он нужен «сообществу», и это заставляет его возвращаться в строй. Вот такова жизнь!

В. КРИВЕНКО, кандидат медицинских наук, г. Ленинград
«ФиС», № 9, 1991 г.
Источник http://www.fismag.ru
Семилетик 2016 г

Комментариев нет:

Отправить комментарий