четверг, 15 декабря 2016 г.

ЭГОИЗМ РЕБЕНКА?

Пример Макаренко
Из записей Макаренко А. С.

А что может нам посоветовать Макаренко А. С. для исцеления от эгоизма? Наверняка, много пришедших к нему детей явно страдали этим недугом. Что могло так повлиять на разнохарактерный строй детей, чтобы это стало примером для подражания?

«Вот вопрос об эгоизме и самоотверженности…
…Я наблюдал в одной колонии, которую ревизировал в прошлом году, такой способ выхода из театра:
все друг друга сдавили и выйти не могут. Хотите, говорю, научу, как нужно выходить из театра? Вы сейчас выходили из театра 20 минут, попробуйте выполнить мой совет - и выйдите в течение 5 минут. Очень просто: хочешь выйти - уступи дорогу другому. И действительно - помогло. Оказывается, каждый выиграл. Эгоизм каждого удовлетворен.

Мы в Харькове демонстрировали, как нужно входить в театр: колонна в шестьсот человек проходит к театру, дается сигнал - справа по одному бегом, и шестьсот коммунаров вбегали в течение одной минуты. Это просто разум, просто логика, никакой хитрости нет. И в каждом нашем поступке может быть такая логика. Если бы все граждане при входе в трамвай уступали друг другу дорогу, никто никогда не давил и все вошли бы. Личность выигрывает именно потому, что есть расчет на большие цифры и большие массы.

Наша …этика должна быть рассчитана на миллионы счастливых, а не на счастье только мое. Логика старая: я хочу быть счастливым человеком, мне нет дела до остальных. Логика новая: я хочу быть счастливым человеком, но самый верный путь, если я так буду поступать, чтобы все остальные были счастливы. Тогда и я буду счастлив. В каждом нашем поступке должна быть мысль о коллективе, о всеобщей победе, о всеобщей удаче. Поэтому противно смотреть на жадного эгоиста, который хочет сейчас ухватить, ухватил, пожирает и забывает, что именно при таком способе действия вместо радости обязательно в каком-то случае схватишь горе...».

Просто? А как доступно!
Семилетик 2016 г.

Комментариев нет:

Отправить комментарий