суббота, 6 августа 2016 г.

Арфа Элизбара - музыка «Умного спа»

 «СТРУНЫ ЗДОРОВЬЯ»
ВИДЕО Детский концерт-арфотерпия. Сеанс музыкотерапии для детей и взрослых от Alizbar & Ann'Sannat 
Мы все мечтаем. Наши мечты делятся на материальные и духовные. Мы хотим иметь собственный дом, хорошую машину, яхту и финансовое благополучие. Но потребность в любви, дружбе, здоровье, новых знаниях, продолжении жизни, удовольствиях ничуть не меньше. Но кто из нас мечтал о том, чтобы иметь собственную музыку, созданную лично для нас, приятную, исцеляющую, гармонизирующую, способную привести в равновесие чувства, настроения, потребности? Музыку, которая может слиться с нашим ритмом сердца, обласкать душу, настроить на нужный лад дух и разум. Музыку, которая никогда не надоест, как не может надоесть сон, дыхание, жизнь. Скажете фантастика? Ничуть.


И для этого нужен всего лишь один звонок мастеру. Звонок, который изменит жизнь к лучшему. Открытие терапевтического эффекта музыки принадлежит Пифагору. Он не колебался относительно влияния музыки на ум и тело, называя это «музыкальной медициной». Он полагал, «что музыка во многом содействует здоровью, если пользоваться ею соответственно подобающим ладам, так как человеческая душа, и весь мир в целом имеют музыкально-числовую основу».

Пифагор воздействовал музыкой и пением на больных людей, устраняя многие болезни и страдания души и тела. Описан случай, когда Пифагор предотвратил поджог и убийство, воздействовав музыкой на разъяренного ревнивца, пытавшегося поджечь дом своей подруги. Когда ревнивец подкладывал к дверям дома хворост, флейтист неподалеку играл возбуждающую фригийскую мелодию. Пифагор попросил флейтиста сменить мелодию на более медленную и спокойную. После звуков новой мелодии разъяренный ревнивец присмирел, одумался, забрал свой хворост и ушел.

Пифагор классифицировал мелодии, применявшиеся для лечения, по болезням и имел для каждого заболевания собственный музыкальный рецепт. «Некоторые мелодии были выдуманы для того, чтобы лечить пассивность души, чтобы не теряла она надежд и не оплакивала себя, и Пифагор показал в этом себя большим мастером. Другие же мелодии использовались им против ярости, против злобных и гневных порывов, против заблуждений души. А были еще мелодии, которые умеряли желания». Почти на каждый случай жизни человека, общественной и личной, были заготовлены определенные музыкальные «заклинания». Солдаты, уходившие на войну, должны были исполнять те или иные музыкальные произведения только в лидийском ладу. А женщине, прежде чем переступить порог своей спальни, просто необходимо было пропеть мужчине напев фригийского лада. Дорийский лад обеспечивал целомудренность, сохраняя внутреннюю чистоту, а гипофригийский действовал расслабляющим образом.

Подобное воздействие создавалось не только ладовым накоплением мелодии, но и ритмом, способом исполнения и подбором инструментов. Исполнение определенной музыки происходило при массовых собраниях народа - в храмах, при жертвоприношениях, на состязаниях и многочисленных праздниках, доводя до нужного состояния целые толпы людей. Таким образом, в далекой древности великие ученые заметили эту таинственную и тесную связь между музыкой и подсознанием человека. Именно тогда было начато изучение и отбор определенных музыкальных элементов, оказывающих желаемое воздействие на психику и поведение человека. Индийские философы говорили, что в начале человеческой истории не было языка, была «вечная музыка». Люди выражали свои мысли и чувства звуками: низкими или высокими, долгими или короткими. Глубина тембра свидетельствовала о силе и мощи, а высота тона выражала любовь и мудрость.

Наши предки славяне говорили нараспев - отголоски их бытовой речи можно сегодня услышать в церкви, когда читаются Евангелие, Апостол и Псалтырь. Новгородское вече представляло собой в чистом виде оперу, с ариями, дуэтами и хорами. В замках и дворцах пение и музыка звучали почти круглосуточно, создавая благоприятный психологический фон жизни правителей.
«Умное спа» - это действенное комплексное оздоровление, подразумевающее в том числе и взаимоотношение людей определенных психологических типов с определенным вариантом музыки. Музыка способна излечить наши горести и хандру. Она заставляет заново пережить и воскресить в памяти дорогие нашему сердцу воспоминания. Музыка изменяет восприятие времени и пространства. Музыка влияет на дыхание, пульс и кровяное давление. Музыка снижает стресс и повышает иммунитет. Музыка поднимает силу духа. Музыка помогает росту растений, баюкает детей, заставляет полки маршировать на войну. Музыка способна вдохновить на творчество. Музыка - это дыхание души и сознания. Через музыку душа проявляется на земле. Массаж - это та же музыка. На вибрациях, присущих музыкальному ладу, построено и массажное воздействие. Массажные приемы в зависимости от частоты оказывают на организм различное действие. И у каждой ноты - своя частота.

Гармоничное комплексное воздействие на оздоровление души и тела в наше время осуществляет культура спа. В связи с тем, что потребность в процедурах высокая, а сеть спа-салонов множится с каждым днем, возникла необходимость в несколько ином уровне самого подхода к спа услугам. Так появилась идея создания «Умного спа». «Умный спа (sapiens spa)» - это авторское направление разновидности массажа сети салонов, руководит которыми Сергей Шурухт. В одном из них - «Спа Тибет» - свое видение музыки в концепции «Умного спа». «Умное спа» - это действенное комплексное оздоровление, подразумевающее в том числе и взаимоотношение людей определенных психологических типов с определенным вариантом музыки. Здесь музыку индивидуализируют по аюрведическим типам (вата, питта, капха). Но можно отождествить музыку с типом психики, то есть темпераментом, а соответственно возможно подобрать музыку и по знакам зодиака, и по дате рождения, и в соответствии с наступившим годом и т. п.

Однако в «Умном спа», подбирая программу оздоровления под конкретного клиента, с не меньшей тщательностью выбирают и музыкальное сопровождение процедуры. Клиент должен сначала услышать музыку, настроиться на расслабление и лечение, привести в состоянии гармонии тело и душу, а уже после этого почувствовать руки массажиста, ароматы масел, приятное тепло обертываний, умиротворяющий жар парной. Это во много раз увеличивает как наслаждение клиента, так и пользу от всех воздействий.
 Сергей Шурухт в этом направлении работает в великолепном тандеме с замечательным талантливым арфистом и мультиинструменталистом Элизбаром (Эдуард Сухарь). Элизбар считает, что позиция, в которой какое-то стандартное звучание берется изначально как полезное, не подходит для спа. Звуки, лад, мелодия должны быть обязательно для каждого свои. Он пришел к этому не случайно. Когда растешь в семье врачей, где проблема телесного здоровья доминирует над остальными, волей-неволей начинаешь прислушиваться и к себе, и к другим.

Однажды, играя на арфе, в состоянии сильной простуды, Элизбар начал просто перебирать струны, исполняя арпеджио (последовательное исполнение тонов аккорда). Тогда ему казалось, что произошло чудо - неприятные ощущения в больном горле начали проходить, дыхание стало легким, исчезла головная боль. Так началось увлечение музыкотерапией. С того момента, когда он соединил в строке интернет-поисковика два абсолютно разных понятия «арфа» и «терапия» и увидел, что арфотерапия существует, стало абсолютно понятно, что это не сказка. Впрочем, отчасти все же сказка, потому что начало деятельности Элизбара положили именно сказки, сказы, сказания и легенды.

Например, о юном царе Давиде, тайно' помазанном на царство, «белокуром, с красивыми глазами и приятным лицом», ловком и отважном, имевшим кроткое и доброе сердце и славившимся пением, и хорошей игрой на арфе. На первого израильского царя Саула со времен ссоры с пророком Самуилом часто нападала тоска и уныние, он делался мрачен и жесток. Ему советовали развлекать себя музыкой и рассказали, что в городе Вифлееме есть прекрасный музыкант. Давида призвали во дворец, и когда он приходил и музицировал, Саулу становилось лучше, и «злой дух» отступал от него. Точно также чудесно излечился и Александр Великий. В Древнем Египте, если врачи отказывались от больного, то в качестве последнего шанса к нему приходил арфист, чтобы структурировать организм. Именно такой музыкотерапией и занимается Элизбар.


Сейчас Элизбар, помимо арфы и виолончели, играет на бузуки, цитерн, чаранго, калимба, бой-ране, различных флейтах, перкуссии, гитаре, мандолине... В 2007 году был издан первый сольный альбом Элизбара, посвященный арфе и волшебным сказкам -«Metamorphoses of Апп». На диск «Metamorphoses of Апп» вошли композиции собственного сочинения музыканта. За 13 лет существования Ann Sannat выступала с концертами во многих городах России, Украины, Румынии, Чехии, Венгрии. «У меня удивительная арфа, - считает Элизбар, - с безумно красивым голосом, но странное дело, каждый звук напоминает о боли, то ли моей, то ли всеобщей. В каждом - очень древняя история, а в бесчисленных сочетаниях звуков - длинные саги. Играешь, и будто сказки сказываешь. Странная арфа. В какой-то степени арфа - моя жена». В христианской культуре арфа прочно связывается с музицированием ангелов, что также повлияло на ее символику в живописи и поэзии. Пушкин писал: «И внемлет арфе серафима / В священном ужасе поэт». Арфа своим звуком соединяет небо и землю, науку и искусство, тело и душу. Божественный звук арфы, то историческое наследие, которое она имеет как инструмент умиротворения.

ВИДЕО Alizbar/Элизбар Кельтская арфа 
В 1982 году норвежским музыкантом-изобретателем Олафом Скилле была впервые представлена виброакустическая терапия (ВАТ), Он использовал звуки низкой частоты (в основном в диапазоне 30-120 герц), которые генерировались музыкальным синтезатором и применялись для лечения различных заболеваний. Впоследствии было выявлено, что наилучшим инструментом, который, благодаря своим натуральным составляющим и особому звучанию подходит для виброакустической терапии, является именно арфа. Виброакустическая арфотерапия работает на принципе вибрирующего отклика тканей тела, что положительно сказывается на физиологических процессах. Это также влияет на психическое, эмоциональное и духовное состояние личности.

Виброакустическая арфо-терапия работает на принципе вибрирующего отклика тканей тела, что положительно сказывается на физиологических процессах. Это также влияет на психическое, эмоциональное и духовное состояние личности. Диапазон частот арфы позволяет глубоко проникать в ткани человека, становясь как бы его энергетическим партнером. Сеансы арфотерапии Элизбара и изнутри, и со стороны выглядят весьма необычно. Пациент просто прислоняется к инструменту и, закрывая глаза, вслушивается в себя, в те ощущения, которые дарит звук, подбираемый именно для него, не вызывающий отторжение, тревогу и неуверенность, а дающий умиротворение, радость, гармонию. А музыкант, прикрыв глаза, покачивая головой в такт, чуткими пальцами трогает струны, будто прикасаясь к живому, трепетному, все понимающему существу. Звуки словно ощупывают человека, сверяясь с его восприятием, пробуют, шепчут, завораживают, и протягиваются тонкие ниточки, связывающие душу и тело пациента с исцеляющей мелодией, волшебно рождающейся под руками Элизбара.

«Странное дело, мне трудно играть чужие произведения, - говорит Элизбар. - Такое впечатление, что арфа перебирает еду, как капризный ребенок, предпочитая питаться только моими эманациями. Когда играешь свои импровизации, то арфа и я становимся одним целым, и становится она продолжением рук, мыслей». Музыка, которая нужна конкретному человеку, которая даст желаемый эффект, состоит из выбранных им самим звуков, которые созвучны его организму. И зависит это от типа инструмента, ритма, высоты тона, тембральности, ладово-сти, скорости. Только тогда она способна лечить.

Задачей Элизбара и его музыкантов, в рамках проекта «Умного спа» является создание музыки, соответствующей психологическому типу каждого конкретного клиента (в аюрведе -доши). Под свою собственную мелодию можно не только расслабляться, отдыхать и засыпать, она многократно усилит эффект от спа процедур и массажа. Ведь любое лечение, как и отдых, должно быть комплексным.
...Композиции Элизбара, сложны по структуре и политональны. В них очень гармоничное сочетание мелодий верхнего и нижнего регистров, и множество переливающихся звуковых сочетаний. Именно это разнообразие и многозвучие обеспечивают необходимый эффект воздействия на человека в спа.

Дифференцированно создаваемая музыка обеспечивает дополнительную полноту воздействия и полноту усвоения индивидуальной музыки Элизбара, а в сочетании с мануально-суггестивными комплексами процедур «Умного спа» достигается максимально возможный эффект оздоровления и восстановления психоэнергетического и физического баланса. Не зря Боэций в трактате «Наставления к музыке» писал: «Ничто не свойственно так человечности, как расслабляться от сладких ладов и укрепляться от противоположных им; и это не только в отношении отдельных лиц, профессий или возрастов, но распространяется на все профессии или возрасты; и юноши, как и старцы, столь же естественно подчиняются музыкальным ладам под действием некоего непроизвольного аффекта, и потому нет вообще возраста, который был бы чужд приятному наслаждению кантиленой».

ВИДЕО Индивидуальная арфотерапия. Элизбар (Alizbar) 

Элизбару близко высказывание Конфуция о том, что в каждом государстве своя музыка. Чужой лад ведет к разладу. Все мы стремимся «наладить» отношения с собой, близкими, миром, редко задумываясь о корне этого слова. А ведь это тот самый «лад», который музыкант подбирает индивидуально. И если возможно исцелиться через свою собственную музыку, собственный лад, то совершенно непростительно упустить такой шанс.
В. Г. Кремлёвская, Москва массаж эстетика тела | № 1 | 2010

Слушайте музыку Элизбара и научите своих детей играть на арфе или других музыкальных инструментах. Это стОит того!

Источники http://therapy.alizbar-harp.com
ВК Alizbar & Ann'Sannat https://new.vk.com
Эдуард Alizbar Сиречь https://new.vk.com
http://alizbar.livejournal.com
https://www.youtube.com
Семилетик 2016 г

2 комментария:

  1. А я когда-то мечтала играть на арфе, но дома было пианино. Научилась немного (музыкального слуха не хватает), но арфу всегда слушаю с большим удовольствием.Спасибо за статью

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Анна Борисовна, у Элизбара всегда удивительно сказочная музыка! Рада, что Вам понравилось. Интересно, где-нибудь в школах применяют музыку между уроками для детей, чтобы гармонизировать их состояние, а также улучшить мыслительную деятельность по типу эффекта Моцарта?..

      Удалить