суббота, 27 августа 2016 г.

О пользе игры на музыкальных инструментах

Невидимая ценность музыки

Читая блоги коллег, друзей, знакомых, часто бывают такие статьи, которые обязательно хочется отразить и для своих читателей. Настолько они важны и не требуют доказательств, так как проведено очень много исследований в разных странах мира. А мы лишь делимся, чтобы снова напомнить, чтобы снова обратить внимание, чтобы детям и родителям было еще счастливее жить на Земле.

Так получилось и в этот раз. В блоге Людмилы Жарковой «Завтра в школу»
 опубликован материал о пользе игры на музыкальных инструментах. «Что полезного», - спросите Вы? А давайте узнаем вместе!


"Завтра в школу": О пользе игры на музыкальных инструментах.: Здравствуйте, уважаемые гости и читатели блога! В конце июля, в блоге Гончаровой А.А. «Два плюс два…» было написано
сообщение «Уроки музыки со свирелью» , о возможности деткам познакомиться и научиться играть на замечательном музыкальном инструменте – свирель. В этом сообщении еще был представлен и видеосюжет Михаила Казиника: «Зачем учить детей музыке?». В продолжение этой темы, мне бы хотелось представить высказывания Сусанны Стародубовой, руководителя центра музыкального развития «Камертон» , которые только подтверждают важность и необходимость музыкального образования детей.  Мне, как преподавателю фортепиано, эта тема очень близка, и я подписываюсь под каждым словом коллег.
В последнее время всё реже и реже родители задумываются о музыкальном образовании своих детей. Родители считают, что ребенку надо дать те знания, которые пригодятся в жизни. Сейчас в моде целенаправленное образование. Хочешь быть переводчиком – учи языки, юристом – историю. Жизнь заставляет родителей внушать своим чадам мысль о том, что нужная профессия – кратчайший путь к материальному благополучию и что это сейчас главное.

И действительно, зачем тратить время на музыкальные экзерсисы, изнурительные как для родителей, так и для маленького маэстро? Хорошо еще, если выбранный инструмент – фортепьяно. При начальных упражнениях на скрипке или виолончели смычок играет в основном на ваших и соседских нервах и вызывает не меньший гнев, чем заунывная песня, к примеру, мартовских котов…
Но, несмотря на все неудобства, которые доставляет начальный этап обучения детей игре на музыкальных инструментах, предыдущие поколения родителей старались обязательно дать детям музыкальное воспитание.

Раньше в каждой дворянской семье детей обучали танцам, верховой езде, искусству каллиграфии, иностранным языкам, фехтованию, игре на музыкальных инструментах и пению. Широко известны сочинения, написанные не профессиональными композиторами, а хорошо образованными людьми, как, например, русским дипломатом А. С. Грибоедовым, который помимо дипломатической и писательской деятельности сочинил ряд прекрасных музыкальных произведений. В музыкальные школы был огромный конкурс, и принимали туда особо одаренных детей… Те, которые не поступали в школу, посещали многочисленных частных учителей и через год на семейных праздниках лихо тарабанили многострадальные польку Глинки и полонез Огинского. Так как занятия музыкой требуют не только непрестанного труда и волевых усилий детей, но и несокрушимого родительского терпения, профессионалами из них становились единицы, но учили все-таки всех или почти всех и считали это необходимым. Почему?

МУЗЫКА И ЛИЧНОСТЬ

Игра на музыкальном инструменте делает человека коммуникабельнее, потому что, исполняя произведение, стремясь передать мысли и чувства композитора, исполнитель учится находить контакт со слушателями, в разговоре он чувствует нюансы интонации и эмоций собеседника, угадывает тон и темп беседы – он же привык чувствовать мысли и настроение композитора, музыкальное произведение которого он исполняет.
Игра на музыкальном инструменте приучает ребенка к ежедневному труду, воспитывает в нем терпение, силу воли и усидчивость, совершенствует эмоции, дает особое видение окружающего мира. Музыка учит не только слушать, но и слышать, не только смотреть, но и видеть, а видя и слыша, чувствовать. Дети, которые играют на музыкальных инструментах, обычно грамотнее других.

Ребёнок идет в десятый класс математической школы и у него обнаружились блестящие математические способности? Ему некогда больше заниматься игрой на фортепиано? Но перед тем как он закроет (но не навсегда!) крышку рояля, пусть скажет ему спасибо! Без музыки он не стал бы тем, кем стал, потому что именно музыка даёт и образное мышление, и пространственное представление, и привычку к ежедневному кропотливому труду. Или же ребёнок внезапно решил забросить занятия музыкой начал писать хорошие и глубокие, не по возрасту стихи и сочинения? Скажите, откуда это море эмоций, чувство ритма и образность изложения? Не от той ли учительницы музыки, которая, бесстрастно отбивая такт, суховато приговаривала: «Он здесь тоскует, не барабань, играй пиано, а здесь уже отчаянье – форте, фортиссимо! Слушай музыку, слушай, что хотел сказать композитор...»
Попробуем конкретизировать сказанное выше и объяснить, как игра на музыкальных инструментах помогает в усвоении некоторых предметов.

ПРАВОПИСАНИЕ И МУЗЫКА

Если бы способность писать без ошибок зависела только от знания правил, то правильно писали бы почти все. При нормальном интеллектуальном развитии у детей часто бывают затруднения в овладении письмом и выражении мыслей из-за причин, не связанных с дефектами зрения, слуха или какими-либо неврологическими нарушениями. 
Овладению грамотным письмом могут мешать:
- Нарушение пространственного восприятия
По статистике, 60% школьников имеют довольно расплывчатые представления о таких понятиях, как право, лево, внизу, наверху и пр. Не верите? Пусть ваш ребенок определит, стоя напротив вас, где у вас правая рука, а где левая. Не справился? Задумался? Значит, в письме он пишет буквы (и цифры) зеркально, например, «э» вместо «е», или «б» вместо «д», переставляет местами буквы и слоги в слове, слова в предложении и «заезжает» за поля. По этой же причине он пропускает буквы и слоги, пишет слитно слова в предложении, а новое предложение с маленькой буквы. Ребенок, знающий азы игры на музыкальном инструменте, этих затруднений не испытает: он твердо усвоил, где правая, где левая рука. Знание подкреплено наглядностью – перед ним лежат ноты, на которых ясно обозначены партии левой и правой руки. На фортепьянных нотах, например, верхняя строчка – правая рука, нижняя – левая, а значит, в ребенке закреплено и такое понятие, как «вверху-внизу». Знание об интервале и последовательности звуков в аккорде дополнят его пространственные понятия, а, следовательно, уберут описанные выше ошибки в письме.

- Кинетические и динамические нарушения организации движений.
Что это значит? А это значит, что пальчики плохо двигаются сами по себе и плохо переключаются с одного движения на другое, и от этого все внимание наше – на пальчики, и пока мы выводим сложную букву «в» и думаем, как бы вслед за ней не ошибиться в написании не менее сложной «з» и то же в цифрах, школьная программа уходит далеко вперед. Что, как не упражнения на музыкальных инструментах, научит двигаться руки и координировать движения пальцев?

- Несформированность связей между слуховым анализатором и двигательной системой.
Дети не могут воспроизвести на письме правильно услышанную фразу.
Если, например, такому ребенку предложить подсчитать количество сделанных ударов в заданной вами ритмической структуре, он подсчитает их правильно, но простучать сам такой же ритм не сможет. Следовательно, он будет писать неправильную букву вместо правильно услышанного звука, не сможет соблюдать правил переноса и опять же будет переставлять местами слоги и пропускать буквы, потому что деление слова на слух на слоги – это деление его на ритмические единицы.
Игра на музыкальном инструменте сформирует в ребенке чувство ритма и наладит координацию между слухом и моторикой рук.
Чем старше ребенок, тем отчетливее проявляются дефекты в написании. Особенно они видны тогда, когда школьники начинают писать сочинения на заданную тему. Они не могут выразить развернутую мысль, потому что не способны оперировать знаками препинания, организовать текст (разбить на абзацы, имеющие законченное смысловое содержание) и просто не могут облечь свои мысли в письменную форму. Школьник, умеющий делить на фразы музыкальное произведение, знающий музыкальную символику, умеющий передать мысли композитора в звуке, легко справится с этими задачами и в письменной речи!

Игра на музыкальном инструменте учит ребенка не только видеть, но и воспроизводить увиденное, не только слышать, но и представлять то, что слышишь. Следовательно, она развивает все виды восприятия: зрительное, слуховое, чувственное – и все виды памяти: зрительную, слуховую, моторную, образную, ассоциативную. Ребенок, играющий «Осеннюю песнь» Чайковского и как бы видящий в это время грустную картинку осени, на уроке, например, истории будет так же ясно представлять все излагаемое учителем, и от этого лучше запоминать. Конспектируя материал, он будет его усваивать тоже гораздо лучше, потому что у него налажена моторная память, то есть связь между мышлением и двигательными функциями руки. Вы и сами знаете, что иногда какой-нибудь забытый навык вспоминается больше руками, а не головой. Кроме того, музыка развивает ассоциативную фантазию, без которой невозможно овладение другими видами искусств...  История знает массу людей, талант которых многогранен и способности к одному роду занятий как бы дополняют способности к другому. 

Леонардо да Винчи был скульптором, художником, архитектором, инженером; пел, преподавал пение и был первым, кто изучил природу вокального искусства.  Александр Сергеевич Грибоедов, русский писатель и дипломат, был еще композитором, пианистом и органистом. Михаил Иванович Глинка прекрасно рисовал.  Эйнштейн играл на скрипке...

Дети, обучающиеся музыке, обычно обнаруживают способности и тягу к другим видам искусства, потому что, помимо когнитивных способностей, музыка развивает эмоции, улучшает личностные качества.

Семилетик 2016 г

2 комментария:

  1. Подпишусь под каждым словом. Только вот насчет определения право-лево. Играю на ф-но. Глядя в ноты, где играет правая рука, а где левая, естественно, не задумываюсь. Но вот с ходу сказать, где право, а где лево не могу. Те же затруднения испытывает и регент хора, в котором я пою. Так что, утверждать, что играющий на муз. инструменте ребенок не будет испытывать с этим затруднений на 100 % утверждать нельзя.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ирина, а может быть, что много зависит от самого ребенка.. Я точно знаю, что женщине сложнее с ходу ответить право-лево, а вот мужчинам проще и быстрее. Но, тем не менее, музыка замечательна и слушать ее, заниматься ей нужно и полезно. Спасибо Вам за отзыв!

      Удалить