воскресенье, 25 сентября 2016 г.

Искусство писать – советы из 18 века от Песталоцци


Интересно, как же в былые времена учили детей писать буквы? Какие правила использовали и что было важным для красивого почерка? Поучителен опыт педагога XVIII века Иоганна Генриха Песталоцци, когда детей учили писать грифелем на аспидных досках.

*Аспидная доска - пластина, изготовленная из твердого черного сланца — аспида. В прошлом на таких досках учащиеся писали грифелем, из-за чего в обиходе аспидные доски чаще называли грифельными.
«Сама природа подчиняет это искусство рисованию и всем тем вспомогательным средствам, при помощи которых умение чертить развивается в детях и доводится до совершенства, следовательно, прежде всего и в особенности искусству измерения.
Изучение искусства писать, меньше даже чем само рисование, может быть начато и продолжаемо без предварительно развитого навыка в геометрических линиях, и не только потому, что оно есть, собственно, род линейного черчения и не допускает никакого произвольного отступления от определенного направления своих форм, но главным образом потому еще, что, раз оно вполне усвоено ребенком ранее черчения, оно неизбежно должно испортить ему руку для этого  последнего, так как приноравливает руку к отдельным формам, прежде чем достаточно и прочно будет развита ее гибкость для всех форм, чего главным образом требует рисование.
Художник Альберт Самуил Анкер

Рисование должно предшествовать обучению письму еще более потому, что им крайне облегчается для ребенка правильное написание букв и он избавляется от потери времени на отвыкание кривых и неправильных форм, годами усвоенных; в то же время он получает от этого существенную выгоду для своего развития, так как при первых же шагах в усвоении этого искусства он сознает в себе силу довершать начатое и благодаря этому уже в самом начале обучения письму развивает в себе желание ничего не примешивать неопределенного, неправильного, несовершенного к первым своим шагам на поприще этого искусства, доведенным до известной степени правильности, определенности и совершенства.

Писать и чертить сперва надо попробовать грифелем на аспидной доске, так как ребенок в известном возрасте бывает способен довести буквы посредством грифеля до известной степени правильности, тогда как научить его водить пером в этом возрасте чрезвычайно трудно.
Далее, потому уже следует рекомендовать употребление грифеля раньше пера при письме и черчении, что неправильности на грифельной доске, во всяком случае, можно быстро стереть, тогда как на бумаге обыкновенно при сохранении неправильно написанной буквы присоединяется к первой еще более неправильная черта, и, таким образом, почти всегда с начала строки до конца и с начала листа тоже до конца получается нечто вроде очень заметной прогрессии в уклонении от образца, выставленного в начале строки и листа.

Итак, я разделяю обучение письму на 2 периода:
а. когда ребенок должен хорошо усвоить себе форму букв и их связь, независимо от употребления пера;
b. когда он сам упражняет свою руку в употреблении орудия для письма, т.е. пера.

Уже в первый период я ставлю перед глазами ребенка буквы в точных измерениях; для этого я выгравировал прописи, при помощи которых дети сами собой, и без всякой дальнейшей помощи, могут развить в себе умение писать.
Преимущества этих прописей следующие:
- они долго останавливают внимание ребенка на начальных и основных формах букв;
- они лишь постепенно присоединяют друг к другу части сложных буквенных форм, так что на усвоение самых трудных букв следует смотреть только как на постепенное прибавление новых частей к усвоенным уже основным частям буквы;
- с того самого момента, когда дети сумеют правильно написать хоть одну букву, они уже приучают пишущих к совокупности букв и шаг за шагом совершенствуют их в писании слов, состоящих из таких лишь букв, которые ребенок всегда прекрасно напишет;
- наконец, они имеют преимущество, что могут быть разрезаны на отдельные строки и предложены ребенку таким образом, что строка, на которой надо писать, для глаза и руки следует непосредственно под буквами прописи.

 
Художник Альберт Самуил Анкер

Во второй период, когда ребенок должен приступить к употреблению собственно орудий письма – перьев, он уже привык очень хорошо различать формы букв и их совокупностей, и учителю ничего больше не остается тогда делать, как обратить при помощи употребления пера умение чертить эти формы в настоящее искусство письма.

Между тем ребенок должен и в этом случае связать этот успех с тем отделом искусства, в котором он уже приобрел навык. Первою его прописью для пера должна быть его пропись для грифеля, и он должен начать употребление пера с писания букв в таком же формате, как и чертил их, и только постепенно привыкать к писанию букв меньшего формата, чем привычный».

Работают ли правила и советы педагога 18-19 века в наше время?

Семилетик 2016 г

8 комментариев:

  1. Здравствуйте, Ирина! Всё актуально и в наше время. Рисование- до обучения письму (обязательно рекомендуем родителям дошкольников),написание первых элементов букв грифелем на аспидной доске - мы пишем карандашом. Очень хотелось бы взглянуть на прописи. Думаю, писать пером гораздо сложнее, чем ручкой. Но какой был почерк!!!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ольга Александровна, добрый вечер, спасибо за отзыв. Получается, есть правила, как фундамент, на которых дальше строится будущее. Чем больше ребенок занимается рисованием, тем увереннее его рука, тем лучше он ощущает линию, тем проще будет ребенку учиться писать. И если при таких правилах, проверенных временем, был красивейший почерк, учитывая сложность письма пером, то стОит ли их менять? Наверно, лучше использовать рисование чаще до школы, и тут важна роль родителей. А прописи мы публиковали ранее http://semiletik.blogspot.ru/2016/09/blog-post_11.html правда, советского времени. А образцы 18 века есть тут http://semiletik.blogspot.ru/2016/09/blog-post_4.html

      Удалить
    2. Спасибо, Ирина, за ссылочки, познавательно. Рисование, работа с мозаикой, конструктором, аппликация (работа с ножницами), лепка - все влияет на развитие мелкой моторики ребёнка. Очень хорошо помогает в развитии - рвать бумагу на мелкие кусочки. И лучше давать это делать детям с первого года жизни. Бытует мнение, что ребёнок быстрее научится читать и будет лучше развит к школе.
      К сожалению, в последнее время чаще приходят в школу дети, которые ножниц в руках не держали.

      Удалить
    3. Наверно потому, что детей все чаще ограждают от "опасностей" или чтобы не пачкали в доме. Жаль, что так случается.

      Удалить
  2. Ирина, спасибо за материал и ссылки. Какой интересный материал, а сколько пользы!)))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да уж, польза точно есть, Анна Борисовна, потому и я сама перешла на письмо перьевой ручкой - разница существенная. Хорошо, если материал поможет еще кому-то.

      Удалить
  3. Большинство родителей спохватываются только, когда их чадо во втором классе,и за корявые буквы ставят плохие отметки. А на самом деле системой дошкольных упражнений, даже без прописей, можно играючи (ребёнок даже не заметит, что его учат писать) добиться достаточного развития руки и глазомера, чтобы ребёнок легко справлялся с письменными буквами в школе.

    ОтветитьУдалить
  4. То есть ребенок и не виноват, что с ним ранее не позанимались родители, так, Оксана Дмитриевна? Вот Песталоцци и пишет в своей книге, что от родителей зависят первые умения, нужно учить рисовать малыша.

    ОтветитьУдалить