воскресенье, 25 сентября 2016 г.

Книга для матерей. И. Г. Песталоцци

Москва, Издательский дом «Карапуз», 2009

Оборванные и голодные сироты за несколько месяцев пристрастились к обучению и труду – таков итог короткого существования приюта, директором, учителем, поваром, служителем которого был Иоганн -Генрих Песталоцци (1746-1827). Как такое возможно? Ответ можно найти даже в баснях, написанных великим педагогом. А еще в известном романе «Лингард и Гертруда»
Дети любят труд и любят учиться. Песталоцци, заметив это совместное действие, очень быстро увидел и результат в развитии детей. Одно всегда можно и нужно совмещать с другим. Например? Ну вот, нужно пришить пуговицу: пусть ребенок считает стежки - в это время будет усвоен счет и привит навык.

Основу развития педагог видит в умении наблюдать, сравнивать, рассказывать о своих впечатлениях. Развивающая роль, как утверждал Иоганн Генрих, происходит сразу после рождения ребенка, так как именно в этот момент заложен огромный потенциал к самообучению и самостоятельному обобщению фактов. Песталоцци настаивал, что заниматься образованием с детьми нужно матерям! Считал, что любящая мать может дать больше, чем лучший учитель.
«…Детям предоставляют до пятилетнего возраста вполне наслаждаться природой; дают каждому впечатлению, получаемому от природы, действовать на них; они чувствуют ее силу; они уже далеко зашли в наслаждении природной свободой и всеми ее прелестями, и свободный, естественный ход развития материально-счастливого дикаря уже принял в нем определенное направление. И после того, как дети целых пять лет наслаждались блаженством этой жизни, вдруг заставляют исчезнуть природу из их глаз; тиранически заставляют исчезнуть всю привлекательность непринужденности и свободы; как овец, сбитых в кучу, бросают их в какую-нибудь вонючую комнату; по целым часам, дням, месяцам и годам неумолимо держат их на рассматривании жалких, неинтересных и однообразных букв и на строе жизни, до такой степени отличном от прежнего их положения, что с ума можно сойти…»


Иоганн Генрих Песталоцци считал, что число, форма и язык – это средства обучения, используемые для наблюдения и выражают все наши познания.
В таком случае всегда будут работать правила:
- сколько различных предметов проносятся у ребенка перед глазами;
- как они выглядят; что за форма их и контур;
- как они называются; как он может каждый из них выразить себе средством одного звука, одного слова.

А из этих правил следует развитие способностей:
- способность схватывать неодинаковые по форме предметы и давать себе отчет в их сущности;
- способность различать эти предметы по числу и ясно представлять их себе в виде одного или в виде множества предметов.

И чем больше разных предметов познается, тем больше можно наблюдать, сравнивать разных форм, чисел, описаний.
Педагог постоянно напоминает, что основным средством обучения является звук.
Из него вытекают специальные средства обучения:
- обучение звуку, или средство развить орган речи;
- обучение слову, или средство ознакомиться с теми или другими предметами;
- обучение речи, или средство уметь ясно выражаться относительно предметов, ставших нам известными, и относительно всего, что мы в состоянии в них узнать.


Песталоцци много внимания уделяет рисованию и письму. Он считает, что рисование должно предшествовать письму и переход к письму происходит через использование грифеля на аспидной доске. И когда уже ребенок грифелем сможет чертить или писать точные буквы, можно переходить к использованию пера (XIII век!!!). Присоединение букв одна к другой происходит постепенно, чтобы дети понимали взаимосвязь всех буквенных форм.


«… Как предоставленный самому себе ребенок неразумно смотрит на мир и, благодаря путанице, происходящей от случайно приобретенных обрывков знаний, ежедневно переходит от заблуждения к заблуждению, так, наоборот, ребенок, которого с колыбели ведут тем путем, ежедневно восходит от одной истины к другой. Все существующее или, по крайней мере, все пережитое им на опыте ясно связывается друг с другом при помощи его чистой и великой духовной силы, и в силу этого у него не бывает ошибки в самом основании его взглядов…»

Грамотное, последовательное обучение ребенка ведет его по жизни мудрости. Чтобы, например, познакомить ребенка со всеми деревьями или животными, нужно начать с простых понятий, постепенно усложняя подаваемую информацию. При правильной подаче информации у ребенка складываются информационные взаимосвязи и дальше он сам сможет анализировать новую порцию знаний.


«…первое обучение ребенка никогда не бывает делом головы, никогда не бывает делом разума – оно всегда бывает делом чувств, делом сердца, делом матери.
 Второй после этого закон следующий: человеческое обучение лишь постепенно переходит от упражнения чувств к упражнению мышления, оно долго остается делом сердца, прежде чем станет делом разума, оно долго остается делом женщины, прежде чем начнет обращаться в дело мужчины…»

Как важно, чтобы в первые годы жизни, а особенно в первые дни ребенок имел общение с матерью, ее присутствие рядом. Очень выгодно для ребенка, если с самой колыбели возле него говорится много, особенно о тех предметах, которые близки его домашней жизни, которые он может наблюдать уже с младенчества.
Педагог приводит в пример ведение дневника своего сына Якова-Жакели, он знакомит читателя, а особенно матерей, как мы слышим, как видим, наблюдаем, как смеемся, улыбаемся. Вы будете, возможно, удивлены, что педагог писал басни, их также можно будет прочитать в книге.


Иоганн Генрих Песталоцци создал приют для бедных детей, но ему не суждено было долго жить из-за финансовых трудностей. Педагог преподавал в школах, но и там сталкивался с трудностями, доказывая свои нововведения в обучение очень нужными. Тогда педагог пишет книги в виде писем, особенно направив их матерям, чтобы те осознали свою важную роль в образовании детей. Он мечтал открыть свою школу, но его мечта так и не осуществилась… Но метод заложен в основу современной педагогики.


Семилетик 2016

Комментариев нет:

Отправить комментарий