суббота, 3 сентября 2016 г.

Красивый почерк ученика – талант и терпение учителя

- Легко ли писать красиво? – Легче легкого!
Все чаще сейчас поднимается тема умения красиво писать, начиная со школы или детского сада. Мнений много, все они разные, все противоречивые, но важно, чтобы каждый родитель понимал важность красивого, аккуратного почерка. От этого зависит многое в дальнейшей жизни вашего ребенка.

Когда наша команда «Семилетик» стала изучать тему перьевого письма (а сами пользуемся перьевыми ручками и знакомы с большой разницей качества письма), то столкнулись с тем, что писать учат на курсах каллиграфии, в тематических школах, в которые не все родители могут вложить деньги. Словом, не так дорого то, за что стОит платить. А почему? А потому что начать учиться красиво писать можно и с  учителем в школе. А для этого нужно совместное терпение и труд.

После очередной статьи, к нашему счастью, Анна Борисовна Ткаченко - директор Краснодарской школы № 53 - познакомила нас с педагогом начальных классов Самойловой НадеждойАлександровной . Мало сказать, что мы были счастливы знакомству, поэтому спешим познакомить и всех вас, дорогие родители. Получить практические советы из уст и блога педагога всегда очень ценно.
Итак, вот первый эксперимент Надежды Александровны в начале учебного года, чтобы выявить кто как умеет писать и умеет ли вообще.


И был даже такой результат «почерка Леонардо». Что с этим делать?


Вот и Надежда Александровна стала искать пути решения совместно с родителями. Главное, нельзя ругать ребенка. Вот, насколько бывает важен первый эксперимент, выявляющий навыки детей, а не их ошибки.

В статье «Мы учимся писать» Надежда Александровна советует иметь тетрадку с дополнительной косой. В нашей статье «В чем опасность письма шариковой ручкой?»  есть примеры старинных прописей с такой косой и листочки для скачивания и занятий. И получается вот уже такая красота, или «красота»… Есть результат, есть над чем работать дальше.

История чистописания и разные методы, которые педагог выбирает сам, исходя из знаний и умений учеников, а также уровня их восприятия, описаны в следующей теме «Писать красиво нелегко…»  Если родителям захочется заниматься с детьми самостоятельно, Надежда Александровна советует вот такие прописи Т. В. Шкляровой:


И важный совет педагога: «Не забывайте следить за осанкой ребенка (при правильном угле наклона тетради косые линии прописи будут перпендикулярны краю стола). Очень важно, чтобы ребенок правильно держал карандаш (я за то, чтобы дети начинали писать именно карандашом, а не ручкой). Карандаш кладется на низ фаланги среднего пальца и фиксируется указательным и большим пальцами. Его нужно держать без напряжения, все три пальца должны быть слегка закруглены».


Из.комментариев к данной статье можно вычитать полезные советы родителям, например, больше заниматься лепкой, рисованием, не торопиться в гонке «самый лучший из соседей», а лучше больше читать, конструировать. Если уж и начали учить писать, то следить за умением держать письменные принадлежности, осанкой, чистописанием придется очень усердно. Либо учителю и ребенку придется только мотать нервы друг другу в переучивании.
Прочтите обязательно советы, чтобы письмо стало приятным, любимым занятием ребенка!

«Писать красиво нелегко... или Исправление почерка» - что может быть труднее переделок, переучиваний? Наверно, это злит не только учителя, ребенка, но и вообще, человека. Каждый хотел бы сделать сразу и правильно. Сгоряча выпалив родителям третьеклассников (!!!) «Буду все перечеркивать, рвать, выбрасывать, заставлять переписывать...», вдруг сложилось так, что уже через месяц были видны хорошие изменения в почерке детей.      
                 

(на сайте автора примеров больше)
Вот это да! Надежда Александровна, низкий Вам поклон и респект за удивительное преображение почерка, а также прививку трудолюбия у детей!
И фишку какую придумала учитель – написать о детях в блоге! Дети еще старательней стали делать упражнения, а кто-то даже расстроился, что у него еще не получается так красиво, как хочется! И что вы думаете?.. Получилось?!)))
А вот этот результат письма этих же детей уже в конце учебного года в статье «Исправление почерка мы вам обещали? Получите и распишитесь...»  :



А что еще можно придумать для развития навыка красивого письма? Ну вот, например, написать пожелания маме к 8 марта! 


И после такого труда можно услышать от детей: "Ой, да легкотня! Напишем!!!" И рассуждает Надежда Александровна: «…Поняла еще и то, что у меня появилась собственная система обучения письму детей по таким тетрадям. Есть у нас и "веселые соединения", есть и "капризные буквы", и... да чего только нет!!! Наверное, стоит заняться написанием "Методики письма в тетрадях с дополнительной косой" с пошаговыми инструкциями. Или нет?..».
А мы говорим: «ДА!», это нужно всем, нужно для развития темы с разных сторон, чтобы родители, учителя, воспитатели смогли внести свой вклад в такие рекомендации, которые будут дополнять друг друга и помогать применять разные техники в обучении.


«Пылесосил папа пол, а Петрусь полы подмел» -  сколько раз нужно написать это предложение, чтобы оно красиво и ровно легло в строчки с дополнительной косой? Давайте посчитаем вместе в статье «Пишем ручкой (... легко ли писатькрасиво?)» 

А как вы думаете, легко ли написать письмо солдату? И с этим дети Надежды Александровны справились на «отлично». Все письма вы можете посмотреть в статье «Письмо солдату и мастер-класс от третьеклассников»


Наверно часто родители задают себе вопрос: во сколько лет лучше идти в школу? Часто слышу это рассуждение, как лишение ребенка детства и забивание мозгов. В современном мире, наверно, лучше заиметь крутой «обучающий» планшет ребенку, чем купить пару тетрадок и перо. Иногда кажется, что родители просто сами боятся той ответственности, которая ляжет и на их плечи (хотя она и не снималась!). Но и дома часть родителей не стремится заниматься самообразованием совместно с ребенком, считая, что учителям платят – они должны учить. Интересное сравнение по тетрадкам приводит Надежда Александровна в своем блоге в статье «Шестилетние дети в школе: за и против. Сравниваем... Размышляем...» 
Много ситуаций, когда дети зомбированы планшетами, компьютерами и не знают даже, откуда берется молоко и хлеб. Поэтому родителям, уделяющим время на обучение при любом финансовом состоянии и занятости на работе хочется сказать огромное спасибо за вложенную заботу.

«Что можно взять с учителя, который поет буквы вместе с детьми, а обучение грамоте превращает в сказку». Именно так учитель Краснодарской школы № 53 говорит о себе. И действительно, что можно взять, если дети влюблены в учебу, очень хотят писать красиво, любят слушать сказки (они же все-таки еще дети) и школьную программу воспринимают как путешествие по стране чудес? Наверно, каждому хочется учиться в такой школе. Вот простой пример, как выглядит наглядное пособие букв стандартное типографское (выше) и как оформила его по своему заказу (ниже) Надежда Александровна:

 

Разница очевидна, комментарии, собственно, не нужны. Хотите познакомиться ближе, услышать сказку? Тогда Вам сюда! «Обучение с увлечением, или Сказка пробуквы и звуки»

Итак, очередное 1 сентября наступило. С чего начать и какими этапами двигаться? На помощь приходит Надежда Александровна и в своей статье «Обучение письму: пошаговые рекомендации + ответы на вопросы читателей»  делится ценным опытом, наработанным уже годами. А с результатами работы педагога мы вас знакомили выше.
Шаг первый: научить детей правильно держать карандаш + подготовка руки к письму.
Шаг второй. Начинаем писать элементы букв.
1.       Прописывание элемент на доске.
2.       Устный разбор с детьми.
3.       Сравнение письма с вождением машины.
4.       Прописывание элемента в воздухе под счет с нажимом – отпусканием.
5.       Прописывание элемента в тетради под счет вместе с учителем.
6.       Самостоятельная работа детей в тетради - прописывание второй строчки.
7.       Прописывание следующего элемента по аналогичной схеме.
Шаг третий. Пишем буквы.
Шаг четвертый. Пишем слоги.
Шаги пятый и шестой. Учимся писать слова и предложения.
Шаг седьмой. Пишем ручкой.
Шаг восьмой, класс второй. Учимся правильно оформлять классную и домашнюю работу и аккуратно работать в тетрадях.
Шаг девятый. Открываем тетради и наслаждаемся результатом трудов своих...
ВНИМАНИЕ! Все комментарии по технике красивого письма к каждомушагу нужно обязательно учесть!!! Мы лишь знакомим вас с работой замечательного педагога – Самойловой Надежды Александровны.  

И в завершение нашего знакомства с учителем начальных классов, хочется привести слова из ее же блога http://kubannada.blogspot.ru :
«Завтра спрошу у своих балованных первоклассников:
- Легко ли писать красиво?
Интересно, что ответят? Но почему-то кажется, что ответят что-то вроде:
- Легче легкого! Только стараться нужно!»

А ведь сначала казалось – невозможно…
Отдельная благодарность директору школы, Анне Борисовне, за данную возможность учителям идти путем личного опыта, применяя его во благо развития детей.

Источник «Азбука сердца» 
Семилетик 2016 г  

3 комментария:

  1. "Вот это да!" - округлив глаза, думает сейчас этот самый учитель 53-й школы города Краснодара.
    Спасибо 8 тысяч раз! (И еще немножко). Очень глубокий анализ моей работы проведен. Спасибо, Ирина!
    Знаете, а я все мечтаю о том, что у нас в продаже появятся такие тетради, как в 40-50-е годы. Там не только дополнительные косые, но и линии, контролирующие высоту большой буквы, а так же длину "ножек" букв у, р и т.п. Но у нас, в России, я их не встречала. Видела в интернет-магазинах Украины. Так что мне порой приходится при обучении письму детей прочерчивать эти линии самостоятельно.
    В этом году опробовала данную методику на подготовишечках - во время подготовки детей к школе. Это фантастика! Они учатся еще быстрее, чем первоклассники. Во многом это объясняется тем, что мы не были привязаны к Азбуке и школьной программе. И если по школьной программе мы начинаем учить детей писать с буквы А, которая дается ребятам непросто, то здесь, с подготовишками, я пошла от простого к сложному. И-А-О.. Естественно, с маленьких букв. Скорость наработки каллиграфического почерка в разы выше!
    Плюс работы в таких тетрадях - кошелек родителей. Не нужны ненужные прописи, простите за каламбур. Пока, конечно, берем. Тренироваться будем ручкой в них писать. Так, для развлечения.
    Анне Борисовне - большое спасибо! За все. Она такая у нас- всегда поддерживает разумные инновации.
    Ну, а о написании методики я теперь задумаюсь всерьез...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Надежда Александровна, начитавшись печальных историй о нежелании детей учиться, слезу текут от радости, когда встречаешь таких педагогов. А к письму, красивому письму у нас особое отношение. Лично я заканчивала художественную школу и на сегодняшний день очень удивлена, что такое направление, как каллиграфия, не изучалось и даже не развивалось. Такое ощущение, что чистописание было убито напрочь. Но корень где-то пророс и вот, родители все чаще задумываются о неумении детей писать, читать, рисовать. Моя знакомая логопед наблюдает все растущие проблемы у детей. ОТКУДА все это??? Кнопочно-развлекательное восприятие мира, наверно, играет свою разрушительную роль грандиозными темпами. Да, письмо требует усердия, терпения, но какая радость от своего труда, усилий, стараний. Для ребенка это настоящая победа, особенно когда Вы ему показываете что было-что стало. Вот результат. И это закладывает в малышах истину, что труд дает результат.
      Анализ Вашей работы?... Скорей, изучение Вашей гигантской работы, извлечение опыта, теоретических фишек, новых "изюминок", которые дети воспринимают и хотят работать. Не всем дано замотивировать ребенка. "Мой лучший учитель" в записках малышей шикарным почерком - вот награда!
      Методичку дааа, надо! По комментариям Ваших читателей это как вода жаждущему и еда изголодавшемуся!
      Прописи, кстати, нужно поискать у коллекционеров, заказать в типографии. Если у нас получится найти, поделимся обязательно!

      Удалить
    2. Было бы очень хорошо. Как раз в этом году у меня 1 класс. Будем вновь учиться писать. И сразу красиво! А удобная разлиновка - огромная помощь учителю.
      Знаете, как-то сильно задумалась над проблемой каллиграфии, стала читать все, что смогла найти по этой теме. И поняла, что, да - обещают исправить почерк, но... только за деньги...
      Из всего, что смогла найти по проблемам почерка, уяснила одно - навыки красивого письма потерялись тогда, когда была введена методика обучения детей безотрывному письму. И когда ушла частая косая линия из прописей. Я учу детей писать буковки по элементам, а в таких тетрадях, с частой косой, пишем еще и в 3 классе. Все так, как и было в те времена, когда детей учили писать красиво...

      Удалить