воскресенье, 23 октября 2016 г.

Не говорите детям сразу ПРАВОЕ и ЛЕВОЕ!

«Дети и их воспитание» Уникальный опыт учителя начальных классов К.С. Скорохода

Анна Борисовна Никитина 2012 г.
В архиве Бориса Павловича есть толстая папка, на которой написано «К.С. Скороход». Когда я заглянула туда и «окунулась» в исписанные школьные тетрадочки, то не сразу смогла «вынырнуть» из потока живых мыслей этого умного и наблюдательного учителя… Сама я не помню «въедливого деда», как с доброй иронией сказала о нём наша мама, Л.А. Но, судя по его записям и упоминаемым «наглядным пособиям» (список которых может, по-моему, посоревноваться с «золотым материалом Монтессори»), БП немало у него перенял, а во многом и развил главные принципы К.С. Скорохода.

Со слов Л.А.: «У Кирилла Софроновича не было специального – педагогического – образования. Он был агрономом. Но стал учить детей (с 1907 года!), и не просто увлёкся этим, а всерьёз подошёл ко всему педагогическому процессу в начальной школе – много наблюдал, записывал, анализировал, «экспериментировал» (или, скорее, играл с детьми) … Я помню много мудрых советов Кирилла Софроновича.


Например: «Не говорите детям сразу ПРАВОЕ и ЛЕВОЕ. Сначала скажите только что-то одно. Ребёнок потом спросит сам – а это рука какая?.. Тогда ребёнок не будет путаться!..».

Среди рукописных и напечатанных «под копирку» (почти «слепых») статей и задачников, в этой папке лежит один журнал – «Народное Образование» № 1 за 1964 год, где на с.50-53 опубликовано письмо БП под названием «Вот как надо учить». Это письмо-статья – наилучшее вступление к работам самого Кирилла Софроновича Скорохода и хорошее начало для знакомства с наследием этого замечательнейшего учителя-практика 30-х годов. Его находки, на мой взгляд, нужны не только в начальных классах, но и в детских садах, и в развивающих группах детских центров, и в семьях.

Главный принцип преподавания предмета у К.С. Скорохода - принцип практической необходимости. Ребята усваивают не просто абстрактные математические и геометрические понятия, а то, как они применяются в реальной жизни. Сегодня тоже есть методики обучения, основанные на этом же, но свои приемы Скороход отработал просто виртуозно и получал замечательные результаты. Среди его учеников не было не любящих математику. Чего стоит, например, его предложение делать всем классом «Местный задачник», материалом для которого служит география, экономика, история того края и города, в котором живут ребята: «Мы начали брать данные для своих задач из окружающей нас жизни. Оказалось, что никакой задачник в мире не может иметь столько задач, сколько их было предоставлено в наше распоряжение. При этом ни одна задача из всех школьных задачников так не зажигала огнём детской мысли, как наши задачи».
У него есть своеобразный и очень интересный опыт по обучению грамматике и правописанию. Уверена, что Борис Павлович был бы очень рад тому, что статьи и задачники Кирилла Софроновича Скорохода наконец увидят свет. Конечно, в них есть некоторая «старомодность», но мне хотелось сохранить рукописи Старого Учителя без «подтирок», сокращений и изменений текста «под современность» – думаю, они заслуживают этого! Что-то очень хотелось выделить жирным шрифтом, но я раздумала это делать – каждый читающий сам для себя найдет эти рассыпанные по тексту «самоцветы» и применит их соответственно своим возможностям и склонностям. Кое в чём хочется и поспорить с Кириллом Софроновичем… Вообще, от его статей начинают «шевелиться» собственные мысли и возникает желание применить на практике многое, предлагаемое – трудно представить! – еще 80 лет назад.

Однако, если подумать, и Мария Монтессори, и Рудольф Штейнер (Вальдорфская педагогика), и наш Антон Семенович Макаренко, и другие наши великие педагоги-практики (в том числе подзабытые С.Т. Шацкий, М.С. Погребинский…) создавали свои школы в то же самое время! Именно тогда сформулировались основные принципы воспитания и образования, которые потом не раз подтверждались на практике другими упорными и последовательными учителями-практиками (В.Ф. Кармановым, Г.П. Сологубом, А.А. Католиковым, М.П. Щетининым…).

Итак, предлагаю читать и брать в работу http://nikitiny.ru/Sadachnik-Skorohod  
Это стоит того. Внимательного нам чтения!

Источник «Перуница» 
Семилетик 2016 г.

6 комментариев:

  1. Спасибо, Ирина! Очень интересный и полезный материал!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да уж, Наталья Викторовна, согласна, я бы про правое и левое так не догадалась)

      Удалить
  2. Прекрасная статья, спасибо, отправляю ссылку на школьный сайт

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Анна Борисовна, Вы самый постоянный комментатор статей, знаете, как радует, что крупица информации может кому-то пригодиться!

      Удалить
  3. Вот как раз мне информация и пригодится, особенно первая глава!!! Спасибо за знакомство с пособием!!!

    ОтветитьУдалить