воскресенье, 6 ноября 2016 г.

«Дитятко, что тесто, как замесил, так и выросло»

ОТ НОЛЯ ДО СЕМИ
М.: Издательство «Знание», 1967.

А вы слышали про Школу чувств? Нет? А вот авторы книги «От ноля до семи» считают, что она имеет наипервейшее значение в семье. Это нежность и забота о близких, доброта, бескорыстие, любовь, сопереживание, уважение супружества, материнство.

- Что воспитывают родители в детях, пугая милиционерами, страшными ежиками, злыми тетями, которые сейчас заберут малыша, если он не будет слушаться? Всего лишь добиваются своего?
- Зачем иметь контакт с ребенком и что это вообще такое?
- По каким признакам определить уродливость отношений между родителями и детьми?
- Почему дети говорят: «А я вас не просил(а) меня рожать!»
- Почему уважение и требовательность (не послушание!) к ребенку должны стоять на первом месте?

«…Его еще нет, а родители уже думают о нем, гадают, кто это будет, мальчик или девочка, подбирают имя. Ребенок, еще не родившись, уже живет в сознании родителей. К сожалению, при этом не все и не всегда отдают себе отчет в том, что ребенок уже ЕСТЬ, он уже развивается и о нем надо не просто мечтать, но и заботиться…»


 И вот маленький человек родился. Чем он отличается от взрослого и какие трудности испытывает в первые недели своей жизни в новой обстановке? Из книги вы узнаете, как растет мозг младенца, как ведет себя малыш после рождения, сколько спит, какие бывают рефлексы, чего он боится, как его успокоить, когда брать на руки и что нужно сделать, чтобы ввести малыша в мир?

Составитель книги О. Свердлова предлагает следовать установившемуся режиму кормления, бодрствования. При крике ребенка не брать его сразу на руки, не класть в постель к себе, а постараться отвлечь внимание, успокоить и только потом взять на руки. Кто-то согласится с автором, а кто-то уже на опыте знает, что нужно быть наблюдательным родителем и, возможно, вместо режима малышу понадобится другой индивидуальный подход.

В кормлении автор рекомендует привлекать малыша к еде, а не вкладывать кашу в рот, отвлекая внимание посторонними развлечениями. При отвлечении он будет есть насильно без аппетита. Лучше дать ему ложку, постепенно обучая есть и пить самостоятельно. Купание, туалет, прогулки – все имеет значение в воспитании ребенка. И чем больше положительных эмоций он будет получать, тем больше будет желать учиться дальше.



Родители могут вести дневничок своего малыша, что помогает быть внимательнее ко всему происходящему. Можно вовремя заметить даже самые малейшие достижения ребенка или изменения в поведении, чтобы вовремя принять меры, исправить допущенные родителями ошибки.

От 1 до 3 лет закладывается основа для формирования положительных черт характера, воли, нравственных качеств личности. В этот период дети любят стабильность. Например, они могут агрессивно среагировать на смену обстановки дома, перестановку мебели, смену места вещей в шкафу, другой порядок одевания на улицу… Поэтому, если малыш «сорвался», нужно вместо ругани найти причину его плача. Может, он просто устал или плохо себя чувствует, а может, вы нарушили порядок его картины мира.

В книге рекомендуется родителям ограничить не ребенка, а в первую очередь себя на запреты детям ползать, лазить, прыгать, например, с дивана, чтобы ребенок учился двигаться, маневрировать, группироваться – это поможет избежать в будущем больших неприятностей. А про предметы, такие как нож, иголка, ножницы, лучше предупредить об опасности и дать пользоваться под обязательным наблюдением взрослого. А можно дать возможность перепрыгнуть канаву во дворе тоже в ваше присутствие – это будет лучше, чем в будущем он упадет в нее без навыков. Ловкость, координацию движений можно развивать с помощью игр в шары, мячи.



Ребенку очень сложно использовать свой «тормозной механизм», так как он (механизм) мало развит. Важно, чтобы родители имели согласованность в запретах, тогда ребенку будет легче учиться задерживать свои действия и желания. Например, «нельзя трогать огонь – больно!» и дать прикоснуться к пламени свечи, уголька.

Игра, чтение, творчество, труд, походы, спорт – обязательные друзья ребенка, и все это чередуется в течение дня, иначе ребенок устанет от однообразного занятия и начнет скучать, станет вялым и пассивным.

«…У двухлетней Маринки сохранилась вредная привычка – сосать во время сна большой палец. Мама, перед тем как уложить дочку спать, стала завязывать ей этот палец.
Каждый раз Маринка хныкала: «Не завязывай, я не буду!»
Однажды мама согласилась, не стала завязывать, но предупредила: «Так и быть, не завяжу, но, если ты все-таки возьмешь пальчик в рот, в следующий раз придется его завязать».
Ночью девочка разбудила мать:
- Что сейчас было, - сказала она таинственно, - пальчик сам полез в рот, а я его плюнула!...»

Эта ситуация воспитывает волевое усилие, и оно тоже нужно ребенку, например, чтобы научиться одеваться, умываться, самостоятельно кушать. Для малыша это сложно, а родителям нужно терпение и наблюдательность!
«Я сам!» - обращайте внимание на это желание малыша и дайте ему научиться, чтобы не обвинять его в будущем, что он ничего не умеет и не хочет делать сам.



«…Сиди спокойно! Не вертись! Кому говорю? Вот сейчас позову тетю-врача, пусть сделает тебе укол!..»

А как вы думаете, правильно ли так пугать детей, добиваясь послушания угрозами? В таком случае ребенок будет расти нерешительным, даже может стать, например, трусом.

В книге приведено много цитат А. С. Макаренко, его ценный вклад в семейную педагогику. «Воспитывая детей, нынешние родители воспитывают будущую историю нашей страны и, значит, и историю мира».

Вы прочитаете о важности игр в разном возрасте детей и чем они отличаются до 3-х лет и после 3-х. Через игры дети учатся фиксировать внимание, выполнять поручения, давать задания, взаимодействовать.

«…Начиная какое-то дело, человек обычно испытывает определенное напряжение и эмоциональное возбуждение, которое находит выход, свою «разрядку» только с завершением этого дела. Так и ребенок. Он часто начинает капризничать, когда его заставляют что-то сделать, отрывая от незаконченного дела, которым он до этого занимался…»

При подготовке ребенка к школе важно знать, что речь занимает значительное место, поэтому речью ребенка, произношением звуков следует заниматься с малых лет, много разговаривая с малышом, читая фольклор, стихи, книги, отвечая на многочисленные «почему?».



Ну. и напоследок притча для родителей.

«…Старец сказал отроку: «Я уйду, а ты пока сажай капусту. Да смотри, хорошенько сажай – корешками вверх!» И ушел.
«Совсем, видно, стар стал. Ослаб умом, - подумал отрок. – Ну кто же сажает капусту корешками вверх!»
И посадил как следует. Вернулся старец.
Спрашивает:
- Посадил капусту, сын мой? 
- Посадил, отец. 
- Хорошо посадил, корешками вверх? 
- Отец, кто же сажает капусту корешками вверх? Что тогда выросло было бы?
- Послушание, - ответил старец. – Послушание выросло бы, сын мой!..»

В приложениях книги вы ознакомитесь с примерами массажа для разного возраста ребенка, с гимнастическими упражнениями, играми на ловкость, сообразительность, развитие логики, остроту тактильных ощущений, а также зрительных и слуховых.
Семилетик, 2016 г.

10 комментариев:

  1. Какая полезная книга для молодых родителей, педагогов, воспитателей

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, советов много и описано, в чем различие в развитии детей помесячно и потом по годам. Молодым родителям точно находка!

      Удалить
  2. Вечер добрый, Ирина! Особое спасибо спасибо за притчу. Православная и очень поучительная.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Надежда Александровна, в притче заложен такой смысл, что не все требуемое родителями является разумным. Порой требование к послушанию является "слепым", поэтому к детям тоже нужно прислушиваться и присматриваться, они многое делают интуитивно правильно. Хорошая притча, согласна.

      Удалить
  3. В каком-то старом фильме была эта притча... Хорошая книга!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Оксана Дмитриевна, вот очень жаль, но я не знаю такого фильма, если встретится, обязательно посмотрю.

      Удалить
  4. Здравствуйте, Ирина! Очень интересная книга для родителей представлена вами! Большое спасибо за притчу о послушании!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, Наталья, интересная книжка, родителям в помощь очень бы подошла, жаль, не везде ее найдешь сейчас, только в букинистике.

      Удалить
  5. Ирина, ой, какая книжка интересная!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ирина Михайловна, спасибо Вам за внимание, опыт и отзыв педагога-библиотекаря имеет вес))

      Удалить