суббота, 12 ноября 2016 г.

КАК РОЖДАЮТСЯ ЛЕТЧИКИ?

Из очерка Макаренко А. С. «О человеческих чувствах»

«…Для многих мальчиков путь летчика представляется самым высоким счастьем, самым совершенным путем человека, самым благородным его назначением. Он только несбыточным не представляется. Нужно только одно: нужно захотеть. Я вспоминаю Шуру Чевелия, Митю Анисимова, Васю Дорошенко и многих других. Когда им было по двенадцати лет, их летная душа уже карабкалась на аэроплан. Реально это выражалось в причудливых виражах бумажных моделей, у которых мотор состоит из резинки и постройку которых «лимитировала» эта самая резинка.

Когда ребята подросли, бумажные аэропланы перестали удовлетворять их летную душу. В пятнадцать лет они требовали от меня командировки в авиашколу, сердились на меня за отказ, надувались и по часам не разговаривали со мной.




С большим трудом я собрал деньги — колония была далеко не богата — и купил для ребят планер, пригласил инструктора. Они с горячей гордостью завозились вокруг планера, целыми днями прыгали на нем в поле и бросали в лицо и без того ошеломленных товарищей убийственно-специальное слово: «амортизатор»!

Но проходили дни, и планер перестал их радовать. Они снова настойчиво закружились вокруг меня и загалдели о летной школе. Теперь препятствий было гораздо меньше. Математика и русский язык в наших руках. Возраст?
— Антон Семенович! Ну что стоит вам написать: родился в 1910 году, все равно никто не знает, когда я родился. А может я родился в 1909 году?
— Постой. Ты ведь сам сказал, когда привели тебя в колонию, что год рождения 1912-й?
— Какой вы странный, Антон Семенович! Я сказал. Вы придаете значение? Мало ли чего я сказал! Был, понимаете, несознательный, и все!

….
 Каким-то чудом они перезнакомились со всеми летчиками соседней части, принимали их в колонии, облепив жаркими своими телами, водили их по цехам и показывали свои станки с сложным выражением гордости и негодования: гордость потому, что это наши станки, а негодование потому, что это все-таки станки, а не самолеты.
И вот свершилось. В один прекрасный день они уехали со страхом и радостью, жали руки товарищам и целовались, а Шурка, бледнея, говорил:
— Вот чувствует мое сердце: сбракуют! Честное слово, сбракуют!
Они приехали в колонию через полгода в отпуск в голубых петлицах, младшие ребята взирали на них с благоговением, а вечером приходили ко мне поговорить по Делу:
— Антон Семенович, там у меня неправильность: я родился вовсе в 1911 году, а там написано: в 1913 году. Это неправильно.



И вот сейчас мои летчики давно уже летают. Они приезжают ко мне с капитанскими петлицами и рассказывают о настоящих технических и человеческих чудесах их жизни. Они не сомневаются в своем высоком счастье, но они не знают настоящей его грандиозной величины…»

Источник Макаренко Антон Семенович (проект Александра Федосова)  
Семилетик 2016 г.

10 комментариев:

  1. Здравствуйте, Ирина! Да, мальчишек всегда тянет к технике, а танки, самолеты, это вообще их тема)))) Летчиками уже рождаются, а потом просто идут к своей мечте!!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый вечер, Людмила! Хорошо, когда мечты сбываются)

      Удалить
  2. Спасибо за интересное погружение! Часто мечты детства сбываются. А часто перерастают в другие мечты. Главное, чтобы эти мечты были.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, Татьяна, согласна в Вами, когда есть мечты - можно всегда в них окунуться и знать, что делать.

      Удалить
  3. Человек без мечты, что птица без крыльев))) Мечты должны быть у каждого

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Точно, Анна Борисовна, и как прав был Макаренко, направляя своих воспитанников на воплощение мечты.

      Удалить
  4. Хороший пост, Ира. Мечтать, мечтать, для личных взлётов!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Марина, желаю, чтобы Ваши мечты сбывались)

      Удалить
  5. А я хочу написать не о летчиках, а о великом педагоге Антоне Семеновиче Макаренко. Это удивительнейший человек, который не боялся трудностей, не боялся работать с тудными детьми, и именно свое жизненное кредо "Нет ничего невозможного. Нужно только захотеть", он и передавал этим детям, учил их не сдаваться и бороться.
    Спасибо за пост, Ирина.🙂

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Жанна Витальевна, ну вот как без Макаренко? В переходном возрасте с детьми бывает совсем сложно справиться, а он даже в таком возрасте мог влиять на ребенка положительно. Очень интересны книги с воспоминаниями его учеников, многие из которых успешно продолжали работать по такой же системе, но и детей любили безгранично и верили в них!

      Удалить