среда, 4 января 2017 г.

Что общего между Макаренко и Караченцовым?

Педагогические размышления
С. А. Калабалин

Основы воспитания закладываются в семье.
И большая беда в том, что подчас родители
от чрезмерной любви не замечают
в детях пороков, все им прощают и тем самым
развивают в любимых детях дурные привычки,
которые могут перерасти в зло
на всю долгую жизнь человека.
С.А. Калабалин



В 2016 году в издательстве «ЮСТИЦИЯ» вышла великолепная книга «Педагогические размышления». В книге множество статей, писем, воспоминаний, тексты выступлений Семена Афанасьевича Калабалина, интервью самых разных людей, близких Калабалину. И весь ценный материал был собран в сборник, за что спасибо составителю и редактору Л. В. Мардахаеву.

Кто же не знает Семена Калабалина? Он известен с самого своего детства, как приговоренный к смерти, но помилованный. Какой-то странный человек с большим носом и в пенсне забрал его из-под ареста и увез в лес, в зарождающуюся колонию… Конечно же, многие вспомнят знаменитую «Педагогическую поэму» Макаренко А. С. Именно Семен Карабанов (литературная фамилия) стал одним из главных героев поэмы, именно Семен Калабалин (настоящая фамилия) станет самым горячим последователем своего Учителя-Отца-Друга вместе с любимой женой, Калабалиной Галиной Константиновной, с которой они встретились в колонии и вместе продолжили заниматься воспитанием детей.


В сборник вошел очень известный рассказ Калабалина С. А. «Бродячее детство», через который можно познакомиться с ним ближе, понять, насколько он перестал верить людям, ожесточился на окружение, пошел ложной дорогой с искаженными понятиями. Сколько пришлось пережить голода, унижения, лишений - может знать только тот, кто сам прошел через такой путь.




Как удалось Макаренко А. С. увидеть в этом преступнике будущего заведующего колониями – остается загадкой. Но острая наблюдательность, проницательность, чувствование брошенных детей помогли воспитать ему достойных, смелых, честных граждан.

В книге «Педагогические размышления» приведено множество фактов, показывающих, как дети преодолевали трудности, как перенимали привычки и манеры, как жаждали быть похожими на своего учителя – Макаренко и Калабалина. А многих так восхищал педагогический процесс, что дети шли по стопам, заканчивали высшие учебные заведения и шли работать педагогами-воспитателями в детские дома, школы.



Нет смысла перечислять здесь всю ценность, приобретенную учениками от своего учителя, именно читая книгу, складывается цельная картина жизни на примере Калабалина Антона, как он оказался брошенным ребенком, как с него началась колония, как она расцвела, как он принял решение быть дальше с пацанами, которых считают трудными, как пережил трагедию, от которой поседел в одну ночь, как был вынужден отправиться на войну разведчиком и выжить в немецком плену, а затем вновь приступить к своему любимому делу. И всю его жизнь сопровождали письма дорогого Антона Семеновича Макаренко. Семен не считал детей трудными, он был уверен, что все закладывается с детства, что есть такие ошибки и шалости, позволительные детям от родителей, от которых психика детей ломается и жизнь идет под откос.



Сын Калабалиных, Антон, названный в честь Учителя, тоже продолжил дело воспитания. Он с теплотой вспоминает на страницах книги о работе отца и матери.

«…Называющие себя педагогами, «проходившие» Макаренко в институте, забыли суть его главного принципа межличностных отношений. Игра. Борьба. Каждый ребенок сопротивляется педагогу, не хочет поддаваться его воздействию, и это закономерно. Плохо, если ребенок «пластилиновый» и каждый может вылепить из него все, что угодно. И когда в этой борьбе-игре педагог, преодолевая упрямство ребенка, развивает заложенную в нем искру таланта, самобытность,  - это высшее педагогическое счастье…»

«…Крупными буквами писал на бумаге: «Есть дело для настоящих мужчин!». Ниже ставил цифру «1» и свою фамилию. Намекал: остальные себя приписывайте… Как было не примкнуть к такой компании? И поголовно все детдомовцы выходили вслед за Семеном, чтобы посадить вокруг сады, сделать пристройку к дому, вырыть пруд для купания…»



Очень интересны некоторые рассказы из жизни молодых педагогов, применявших в своих классах юмор Макаренко и Калабалина. Например, учительница вдруг свистнула (рассказ «Свист»)…

    А вы знали, что в 1975 году в Ленкоме состоялась премьера пьесы Ю. Мочалова «Колонисты»? Роль Карабанова Семена играл знаменитый актер Николай Караченцов. К сожалению, пьеса снята с репертуара, но на сайте Ленкома http://www.lenkom-bilet.su до сих пор есть упоминание об этом событии. В книге «Педагогические размышления» о таком важном факте упоминается только однажды Еленой Валентиновной Пестовой (дочь Валентина Удальцова – воспитанника Калабалина С. А.).




Думаете, что книга – это такое назидание только педагогам и воспитателям? Нет же! В первую очередь ее можно и нужно рекомендовать родителям. И если отец и мать желают понять своих детей, заложить в них правильное понятие чести, добра, честности, труда, ответственности, прилежности, выручки, дружбы, любви, то в книге они найдут много ответов на свои вопросы и примеров ситуаций.
Приятного чтения!
Семилетик www.semiletik.blogspot.ru

4 комментария:

  1. Спасибо, Ирина, за бесценный материал, который Вы так умело преподнесли, а главное, адресовали большой родительской аудитории

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Анна Борисовна, добрый день. Было для меня новостью, что Ленком ставил пьесу "Колонисты". А книга просто очень уж жизненная, хоть и называется "педагогическая".

      Удалить
  2. Спасибо, за знакомство с книгой - заинтересовали, захотелось приобрести и прочитать.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Анна Иосифовна, хотелось бы узнать Ваше мнение о книге, уже прочитанной, потому что восприятие Макаренко противоречиво. Каждое мнение несет зерно еще какой-то мысли.

      Удалить