суббота, 11 марта 2017 г.

Каллиграфия – пятый вид боевого искусства?!

О чем мы не знаем…



Для Санкт-Петербургской Школы каллиграфии преподаватель Института им. Репина, член Союза художников России Пётр Чобитько рассказал интересное значение каллиграфии для человека (записала Анна Лекарева).

На Востоке, в Японии и Китае, каллиграфия сегодня преподаётся в школе наравне с рисованием. А раньше среди самураев она сравнивалась с пятым видом боевого искусства. Существует даже такое выражение: «Гармония пера и меча». На японских каллиграфических свитках часто можно увидеть эти слова. Перо и меч многие века составляли основу жизни японской знати. Вообще, японская каллиграфия – одна из практик дзен, такая же, как искусство икебаны, фехтования на мечах (кендо), чайная церемония (чадо) и боевые искусства (будо).


Тем не менее, ошибается тот, кто считает каллиграфию искусством в большей степени восточных стран. Конечно, определенные предпосылки для этого существуют. Например, пиктографическая письменность как основа иероглифов предполагала отображение содержания сообщения в виде рисунка...
Другая предпосылка связана с Кораном, запрещающим художнику изображать окружающий мир. Вследствие этого мусульмане воплощают свои художественные образы через письмо, создавая тем самым из текстов арабской вязи настоящие произведения искусства. Но в дореволюционной России каллиграфии уделялось ничуть не меньшее внимание. В лицеях, церковно-приходских школах и других образовательных учреждениях каллиграфия была одним из основных предметов. После революции этот вид искусства и предмет стал считаться буржуазным и фактически исчез из школьной программы. Его заменили обычным чистописанием. А в 1968 году и вовсе отказались от металлического пера.


Школьная тетрадь 1 класс, 3-я четверть. 1956 г.

Вместо него ввели шариковую ручку. Эти нововведения окончательно разрушили остатки традиций и культуры письма, с трудом сохранившиеся после 1917 года, а также привели современное общество к тотальной дисграфии. Известный эстонский мастер и педагог Пауль Лихтейн ещё в 1970 году предупреждал о последствиях использования шариковой ручки и о влиянии её на культуру всего общества. По его мнению, и в букве, и в письме была заложена великая воспитательная сила, приемы письма оттачивались столетиями. И всего несколько десятилетий потребовалось на то, чтобы разрушить накопленный опыт и традиции.

Каллиграфия на службе бизнеса

В 80-х годах крупнейшая японская компания, занимающаяся выпуском бытовой и профессиональной электроники, – начиная переходить к нанотехнологиям, провела во многих странах любопытный эксперимент. Искали, какие методики можно использовать в данном регионе и в данной культуре для подготовки специалистов будущего в разных направлениях. Программа длилась долго. Её финансировали более 10 лет. Когда собрали данные, организаторы эксперимента были потрясены. Всем требованиям в наибольшей мере отвечала каллиграфия. Поэтому компания рекомендовала ввести каллиграфию с 1-го по 11-й класс во всех школах и вузах, независимо от специализации образовательного учреждения. Чтобы сформировать те самые качества, необходимые будущим специалистам в области инновационных технологий.

Многие крупные фирмы Японии приглашают в обеденный перерыв учителей (сенсеев), которые занимаются с сотрудниками каллиграфией по полчаса в день. Это – следствие бережного отношения японцев к своей истории, традициям и корням, духовному и физическому здоровью нации.

Здоровье на кончике пера

Наряду с развитием и применением новых методик усвоения знаний, таких, например, как игровые формы обучения, имеет смысл обратиться и к истории. К опыту наших предков, многие из которых, кстати, обладали более глубокими знаниями, чем современные поколения, и гораздо больше времени проводили за партой. Притом обладали идеальной осанкой и здоровым позвоночником. Каллиграфия имеет к этому самое непосредственное отношение. К тому же данный вид искусства оказывает серьёзное влияние не только на позвоночник, но и на психофизическое здоровье человека в целом. Во времена Императорского Царскосельского лицея Александр Сергеевич Пушкин занимался каллиграфией 18 часов в неделю.

Известный врач, педагог-новатор, руководитель научно-внедренческой лаборатории, доктор наук Владимир Филиппович Базарный многие годы исследует влияние на психическое и физическое здоровье детей безотрывного письма шариковой ручкой, сравнивая его с импульсно-нажимным письмом перьевой ручкой. В процессе письма перьевой ручкой ребенок постепенно вырабатывает моторный автоматизм, сообразный природе его эндогенных биоритмов: чередования усилий (нажимов) и расслаблений (отрывов). При письме же шариковой ручкой, то есть при безотрывном письме, усилию придан режим постоянной мышечной напряженности, угнетающий и разрушающий ритмическую основу в организации непроизвольной моторики.

Китайские же специалисты раскрывают эту тему в еще более неожиданном ракурсе. В своей статье «Каллиграфия и здоровье» доцент Пекинского института графической коммуникации Юань Пу рассказывает о влиянии каллиграфии на мозговую активность в целом и даже на продолжительность жизни. Положение пальцев, ладони и запястья для правильного обхвата пера, правильное положение запястья и руки в воздухе при письме, движения пером, – все это не только тренирует мышцы рук и нервы, но и затрагивает все части тела: пальцы, плечи, спину и ноги.

Каллиграфические упражнения по своей сути напоминают гимнастику цигун, которая «изменяет телосложение, двигает суставы». Этот процесс влияет на психическое и физическое здоровье, развивает тончайшие мышцы рук, стимулирует работу мозга и воображение. Процесс письма также восстанавливает дыхание. Каллиграфия заставляет правую мозговую долю чувствовать правильность линий, структуру симметрии, ритм и темп, развивает внимательность, наблюдательность и воображение. Юань Пу пришел к выводу, что студенты, которые изучают каллиграфию, гораздо быстрее остальных воспринимают и запоминают информацию. А то, что каллиграфия продлевает жизнь, – научно доказанный факт.

Профессор Генри Као, делает ещё более смелые: практически нет таких болезней, которые нельзя было бы вылечить каллиграфией. Результаты показывают, что пациент, практикующий занятия каллиграфическим письмом, испытывает расслабление и эмоциональное спокойствие, выражающиеся в равномерном дыхании, замедлении пульса, снижении кровяного давления и уменьшении мускульного напряжения. Практические и клинические исследования показали положительное влияние лечения каллиграфическим письмом при поведенческих расстройствах пациентов, страдающих аутизмом, синдромом нарушенного внимания, дефицита внимания и гиперактивностью. Развивалась способность к логическому мышлению, рассуждению у детей с небольшой умственной отсталостью; также укреплялась память, улучшались концентрация, ориентация в пространстве и координация движений у пациентов с болезнью Альцгеймера. В то же время методика была успешно применена к больным с психосоматическими расстройствами при гипертонии и диабете и таких психических заболеваниях, как шизофрения, депрессия и неврозы: у них улучшался эмоциональный фон.

Школа каллиграфии

В течение 15 лет в Петербурге работала школа каллиграфии, созданная группой энтузиастов для детей с отклонениями в умственном развитии. Образовательный процесс в ней основывался на русских методических материалах XIX века. Основной принцип этого процесса: прежде чем заниматься науками, искусством и ремеслами, необходимо с помощью каллиграфии заложить крепкий фундамент – основу, состоящую из трёх важных элементов: терпения, умения работать и волевого импульса.

Ученикам запрещалось с 1-го по 11-й класс пользоваться шариковой ручкой. Любой урок начинался с 15 минут занятий каллиграфией. Результат был очевиден уже к 7–8-му классу. Специалисты, глядя на письменные работы учеников, не верили, что так могли писать дети, к тому же с психическими и физическими отклонениями, настолько красивой, четкой и упорядоченной была форма письма. У этих детей раскрывались способности к математике, поэзии и искусству. После окончания школы многие из них поступали в лучшие вузы Петербурга, получали гранты на обучение за границей. Некоторым ребятам в итоге снимали инвалидность. Проблема заключалась в том, что родители большинства таких детей не имели возможности платить за обучение. Спонсорской помощи не хватало даже на зарплату учителям, о государственной поддержке подобного эксперимента не шло и речи, поэтому школа просуществовала только 15 лет и была закрыта.

В 2005 году при Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии им. Штиглица была основана школа каллиграфии. Началась совместная разработка нового для России международного проекта – «Каллиграфия в России». В этом же году в Петербургской академии художеств состоялась первая международная выставка каллиграфии. А Москва и Новгород подхватили эстафету в следующие два года. Проект «Международная выставка каллиграфии» получил одобрение и высокую оценку представителей медицинской элиты России. В НИИ психоневрологии им. Бехтерева состоялась встреча между командой проекта во главе с Алексеем Шабуровым и директором института, президентом Всемирной ассоциации динамической психиатрии Николаем Незнановым. По словам доктора биологических наук и кандидата медицинских наук Валерия Слёзина, выявление физиологических закономерностей, связанных с изучением и освоением каллиграфии, – уникальное направление, где можно прийти к неожиданным и серьёзным результатам.

Кто-то называет каллиграфию кардиограммой времени. Показания этой кардиограммы когда-то свидетельствовали о здоровом сердечном ритме эпохи. Сегодняшние сбивчивые линии и неритмичные амплитуды фиксируют скорее тяжелую стадию болезни.



Очень много образцов для занятий каллиграфией можно найти на сайте Pinterest https://ru.pinterest.com

Вы можете скачать старинные прописи и шаблоны линованных листов в нашем блоге «В чем опасность письма шариковой ручкой?» http://semiletik.blogspot.ru



«За буквой букву вывожу...уроки каллиграфии» 


«Как научиться красиво писать? СПОСОБЫ научиться красиво писать» 


Источники
 Школа каллиграфии» СПб http://calligraphyschoolspb.ru
«Перуница» http://www.perunica.ru
Семилетик 2017 г

12 комментариев:

  1. Здравствуйте, Ирина! Очень интересная подборка информации - спасибо большое! Я еще застала немножко период, когда писали перьевой ручкой, так что фотографии напомнили собственный, милый сердцу, опыт:)
    К сожалению, сомневаюсь, что даже самые убедительные факты в пользу каллиграфии приведут к отмене шариковой ручки, так - может быть появятся островки и частные случаи...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Я думаю, что не будет отмены не только шариковой ручки, а еще будет больше использование печати на компьютере вместо письма, подписываясь всякими клише. Но кто-то очень увлечен перьевым письмом, поэтому часть времени посвящает ему обязательно. Ольга Анатольевна, есть профессии, где заполнение документов, например, оформляется только перьевой ручкой. Я дома всегда пишу только перьевой ручкой, обожаю этот шелест бумаги и пера! Спасибо за Ваш теплый отзыв, хорошо, когда есть милые воспоминания.

      Удалить
    2. Необычное у Вас увлечение!) Нужно попробовать - вдруг понравится? Пока мой опыт каллиграфии - в далеком детстве + немного в связи с изучением культуры Японии, срисовывала иероглифы, но не ручкой, кисточкой. Помнится, если я ничего не напутала, что классически иероглифы японцы пишут кисточкой из ворса крысиного хвоста:)

      Удалить
    3. О, иероглифы - это очень красиво и я читала, что помогает сосредоточиться, "вжиться" в письмо. Сама не занималась китайской и японской каллиграфией, но видела видео с уроками, завораживает. Вроде как и память хорошо тренирует.

      Удалить
  2. Я тоже начинала писать пером: красиво. И не боялись, что кляксы останутся. А сейчас детки такую грязь разводят в тетрадках, что жуть! Спасибо за материал, он очень полезный. С удовольствием отправляю ссылку на школьный сайт

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Красиво, да, Анна Борисовна. Очень радует чистое писание, самим детям доставляет гордость и удовлетворение. Взрослые описывают свои занятия каллиграфией как медитацию - настолько процесс вовлекает и наполняет приятными эмоциями.

      Удалить
  3. Большое спасибо, Ирина, за интересный материал о каллиграфии. Очень понравилось! Будучи студенткой, писала перьевой ручкой дома. В нашей семье даже сохранились перья, которыми в школе писала моя мама. Раньше, действительно, это было модно!
    Спасибо!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Я в детстве вставными в держатель перьями оформляла только различные стенды, стенгазеты, вывески. У нас не было ни перьевого письма, ни уроков чистописания. А как жаль! И я не знала, что такое перьевая ручка, познакомилась с ней несколько лет назад и влюбилась, теперь пишу дома только ей (специально куплены экземпляры 80-хх гг). Можно сказать, что заново училась держать ручку, зато стало понятно, как же раньше держала неправильно и от этого уставала рука! Сейчас, наверно, каллиграфия не мода, как раньше, а понимание, зачем это нужно. Ну и родители хотят привить ребенку красивое, качественное письмо. Наверное, хороший посыл для развития.

      Удалить
  4. Пятое боевое искусство - здорово! Сейчас мы больше печатаем на компьютере, чем пишем от руки.

    ОтветитьУдалить
  5. Да, Яна, согласна, но многие сейчас осознанно начинают больше читать бумажных книг и писать, например, письма от руки. Любопытно вообще развитие в жизни людей.

    ОтветитьУдалить
  6. Ответы
    1. Да, вот такая у нас сегодня каллиграфическая кардиограмма времени... Оксана Владимировна, благодарю за отзыв, рада, что статья принесла полезность.

      Удалить