воскресенье, 19 марта 2017 г.

Где ты, мальчик?

ПРОЧТИТЕ ЭТО ОБЯЗАТЕЛЬНО! В блоге «Не мечтай об успехе – создай его сам!» натолкнулась на статью Нины Карулиной, после которой хотелось долго молчать, осознавая, что же мы порой творим… Мы, взрослые, много старше и «умнее» своих детей…


Это было еще в Ленинграде, в середине 80-х. Ехал я в маршрутке, на Васильевский. На сиденье рядом, бушевал ребенок, лет шести. Его мама безучастно смотрела в окно, не реагировала. А он дергал и дергал ее за рукав. За окном проплывали деревья, дождик моросил, серо было, ну, Ленинград!
Ребенок что-то требовал, или, что-то утверждал.
И тут вдруг, она, как развернется от окна к нему, как дернет его за руку на себя, и как прошипит ему,
- Что ты хочешь от меня?!
Он запнулся.
– Что ты хочешь, я тебя спрашиваю?! Да ты вообще знаешь, кто ты такой?! Ты никто! Понял!? Ты никто-о! – она это выдохнула ему в лицо, просто выплеснула.


Мальчик смотрел на нее, и мне показалось, у него дрожит голова. Или это я дрожал. Почувствовал, как потеет спина.
Помню первую мысль: Неужели это она ему говорит?! О ком она думает в этот момент?!
- Видеть тебя не могу, - прошептала она.
- «Ты же убила его!», - сказал я, но никто меня не услышал.
В маршрутке, как ни в чем не бывало, продолжали дремать люди. Я сидел, не шевелясь.

А мальчик не плакал. Она отбросила его руку и снова развернулась к окну. Он уже не бушевал, притих, как-то сразу. Смотрел в разорванную спинку сиденья напротив и молчал. А у меня было желание встать и при всех, вот сейчас, просто разорвать ее на части! Сказать ей, - Это ты б… последняя! Это ты никто! Ты же убила его!

Клянусь, я бы сделал это!.. Мальчик сдерживал меня. Я закрыл глаза, стал глубоко дышать, чтобы успокоиться как-то.

А когда открыл их, увидел конфету.
Молодой парень, похоже, студент, такой светлый, кучерявый, в джинсовом костюме, протягивал конфету мальчику.
Он еще встряхнул рукой, сказал, - Бери, это тебе.
Тот взял. И тут же парень протянул ему вторую конфету. Мальчик помедлил и взял вторую.

Дальше происходило действие, вспоминая которое, я еле сдерживаю слезы. Мальчик не стал есть, он коснулся маминой руки. Она не сразу повернула к нему лицо. Но, все-таки, повернула. И видно хотела добить его. Но он протягивал ей конфету. Она посмотрела на него, на конфету, я видел, она недоумевает.

Тогда он вложил ей конфету в руку. Она, как обожглась, быстро вернула ему.
- Я не хочу, - сказала.
Две конфеты лежали у него на ладони. Руку он не опускал.
- Ешь сам, - сказала она и тихо добавила, - Я не хочу… Честное слово.

Тогда он положил конфету к ней на колени. Никогда не забуду эту паузу. И эту взрослость. Передо мной за несколько минут этих мальчик стал мужчиной, а она, из злой, раздраженной стервы, стала красивой молодой женщиной. Во всяком случае, это я так почувствовал.

Она молчала. Долго-долго молчала. Смотрела на него так, словно только увидела. Потом обняла. И он ее обнял.
Потом он развернул конфету и дал ей. И пока она не положила ее в рот, сам не ел.

Вы представляете такое?! Это был еще одни шок, но уже другой.

Я тогда подумал о себе.
Я подумал, вот ты сидишь, такой праведник, ты хотел встать, обвинить, ты хотел ее «разорвать», переделать. И ты бы, ничего не добился кроме скандала и брани. А этот мальчик, посмотри, насколько он мудр, как он велик, этот мальчик, он взял другим. И пронял до самых печенок, до сердца, до слез.

А еще, этот молодой парень, который дал ему две конфеты, - подумал я, - он ведь не просто так дал две.
Я огляделся…
В заднем стекле маршрутки увидел этого молодого парня, он уходил вдаль по «моросящей» улице.

А мама и сын сидели, склонив головы, друг к другу. Как молодые влюбленные, ей богу!

Тут водитель объявил мою остановку. Я, выходя, дотронулся до руки мальчика. Я этим сказал ему «спасибо».
Не думаю, что он понял, но это и не важно. Я навсегда запомнил этот урок.

Запомнил-то, запомнил, но должны были пройти годы, чтобы я его осознал. Что это и есть настоящее воспитание. О котором не все взрослые знают. Что только примером и воспитывают. Не криком, не обвинениями, не битьем, нет. Только пример работает, больше ничто. И мальчик этот показал пример. И ей, и мне. И он изменил нас.

Где он, этот мальчик?!
Где ты, мальчик?! Что с тобой сегодня? Как же ты нам нужен всем, а?!
Мы ведь без тебя пропадем.



Семилетик www.semiletik.blogspot.ru

17 комментариев:

  1. Ирина, здравствуйте! Действительно, очень часто дети становятся воспитателями и врачевателями взрослых, надо просто уметь слышать детей. "Дети - это сосуд, который мы должны заполнять и оберегать". Спасибо за статью.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Татьяна, у меня какое-то ощущение странное, что и на отзывы ответов нет, как-будто все уже сказано намного больше в самой статье Нины Карулиной. А уметь слышать мы должны и друг друга, ведь порой и мама с папой не могут друг друга услышать, коллег по работе, друзей, знакомых...

      Удалить
  2. Ирина, доброе утро! Поразительный рассказ. Я убеждена: именно дети меняют взрослых. Наша задача - либо измениться, либо стоять на своем и дальше продолжать "убивать" самих себя и всё светлое вокруг.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. И у каждого есть право выбора, правда, Светлана? Вот и выбираем, но часто бывает, что поздно. А кто-то успевает вовремя. Кому что в этом мире.

      Удалить
  3. Здравствуйте, Ирина! Спасибо, спасибо...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Ольга, за внимание к рассказу Нины Карулиной и к блогу "Семилетик". Может, и Вы дальше расскажете этот случай, чтобы были мы терпимее и не сваливали свое горе и неудачи на наших крох.

      Удалить
    2. Ирина, я сегодня своим коллегам распечатала и дала почитать. Тронуло всех. Спасибо вам!

      Удалить
    3. Мда...Я тоже давала прочесть, а кому то рассказывала сама, все одинаково замолкают. Эх, а как хочется узнать про мальчика, какой он сейчас!

      Удалить
  4. Спасибо, Ирина! Не смогла сдержать слезы... Какие же мы, взрослые, бываем слепые, глухие и жестокие:))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Но хорошо, когда свои ошибки можно исправить и никогда больше так не поступать, как, уверена, это и произошло в данной истории. Мальчик, наверняка, разбудил сердце мамы. На ошибках, как говорят, учатся. Анна Анатольевна, надеюсь в этой семье все сложилось хорошо.

      Удалить
  5. Ирина! Сегодня утром я тоже прочитала эту статью в блоге Нины Карулиной. Иногда родители поступают жестоко по отношению к своим собственным детям.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, Ирина Михайловна, с этой статьи у меня и началось воскресное утро... И как-то пошло дальше через рассказы М. Горького "По Руси". И все о людях, о семьях, о детях... Сложно бывает понять простые истины.

      Удалить
  6. Здравствуйте, Ирина и коллеги. А мне кажется, что тут ни при чём понятия ребёнок и взрослый, как бывают ситуации, где не важны понятия мужчина и женщина, богатый и бедный и т.д. Есть просто понятие ЧЕЛОВЕК. И не важно, какого он возраста, достатка, пола, веры и прочие категории. Можно дожить до старости и не набраться ни ума, ни мудрости, ни доброты, ни скромности. А можно быть вот таким маленьким, но большим человеком. Скорее всего из него такой и вырос.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. А ведь так хочется узнать, правда, Надежда Владимировна, где сейчас тот мальчик, какой он, в какой профессии работает, куда привели его пути жизни? И часто так бывает, что прошлое очень влияет на будущее, даже не одного самого человека, а тех, кто еще узнаёт эту историю, читает, думает, размышляет, понимает. И Вы правы, что здесь заложено понятие ЧЕЛОВЕК, просто часто таким ЧЕЛОВЕКОМ бывают именно наши дети.

      Удалить
  7. Даже не знаю, как комментировать. Спасибо за публикацию, промолчу, есть о чем задуматься

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Анна Борисовна, вот и у меня слова закончились...

      Удалить
  8. Ирина, спасибо! Дети, они безумно умны, не чета нам. В их жизни все просто и правильно, и только мы думаем, что их воспитываем, а воспитывают они. Очень хочется, чтобы дети добивались успеха в этом нелегком деле. Иногда мне кажется, что у родителей цель быть проводниками в предметный мир, а у детей - в духовный.

    ОтветитьУдалить