воскресенье, 28 мая 2017 г.

Великий сын Севера

Ломоносов и педагогика

Буторина Т. С., «М.В. Ломоносов и педагогика», Архангельск, 1994 г.

- Много ли знаем мы о вкладе в педагогику северного мужика, ставшего в последствии великим ученым?
- Что важного можем мы выделить из сделанного Михаилом Васильевичем Ломоносовым в устройство Академий, гимназий, школ?
- Какие ценные достижения мы используем до сих пор в наше время?
ВИДЕО Юность Ломоносова 

Если мы мало или совсем ничего не знаем о связи Ломоносова с педагогикой, то давайте заглянем в удивительно интересную и увлекающую своим повествованием книгу Т.С. Буториной «М.В. Ломоносов и педагогика». Со школьной скамьи всем известно, что, будучи мальчишкой, он ушел в Москву обучаться наукам. Увлекся обучением так, что, став потом великим ученым, мы имеем много открытий и, возможно, берем пример в стремлении и нужности учиться…

Но, все-таки, какой же вклад был внесен Ломоносовым в педагогику?
Первым и важным решением его было стремление обеспечить русский народ переводами учебников с латыни и других иностранных языков на русский, чтобы иметь возможность обучаться в России всем желающим. Он с упоением изучает минералогию, химию, физику, литературу, русский язык, литературу... Обучается в Киеве, Петербурге, Марбурге, Фрейберге. Ученый стремится поставить русский язык на почетное место. Отсутствие русских учебников считает неуважением к русскому народу, невозможностью посылать детей любых сословий в школу.


Созданные Петром Первым школы для высших сословий, обучение детей иностранцами было хорошим решением, но оно не удовлетворяло Ломоносова, и он сам разрабатывает систему школьного образования. В его планах и реализации идей школа давала знания теоретические совместно с практическими (где это было возможно), так как осуществление такого процесса позволяло лучше усваивать материал и много размышлять, искать ответы на свои вопросы, выводить новые закономерности. Такой подход к учебе был подчеркнут в работах Я.А. Коменского, которого изучал Ломоносов.

Для обучения принимались теперь не только дети из бедных семей, но даже сироты, воспитывающиеся в монастырях. До 5 лет дети занимались физическим воспитанием, с 5 лет начинали обучать грамоте, с 7лет вводили уроки геометрии, арифметики, географии. Девочек знакомили с рукоделием. Ломоносов настаивал на обучении мальчиков и девочек совместно без разделения, хотя в то время обучение девочек было возможно в основном в высших сословиях. Но взгляды ученого были и на стороне женщин и их равноправного нахождения в школе, так как этим он показывал свое уважение к женщине, ее достойному положению в обществе. 

При кратком изложении значимых и воплощенных идей в педагогику Ломоносовым можно выделить следующие:
- самостоятельный выбор учащимся предметов для более углубленного изучения;
- утверждение учебников на русском языке для обучения в школах;
- обучение учеников младших классов студентами или выпускниками (когда не хватало русских учителей);
- повышение престижа русских учителей путем прохождения ими квалификационной аттестации, повышения им уровня оплаты труда (на тот момент оплата иностранным учителям была намного больше);
- включение в обучение таких наук как навигация, философия, геология и др.;
- перепроверка учебников по истории от иностранных учителей и исправление передаваемых данных об истории в преподавании, так как эта информация часто искажалась или совсем не доносилась до учеников;
- воспитание личности и ее ценностей в каждом ученике;
- метод обучения иностранным языкам через параллельный предмет, например, географию, чтобы на языке учащийся мог уметь делать переводы, изучать лексику и разговаривать;
- не запрет, а чтение западных книг для познания жизни Европы;
- личное чтение лекций по разным наукам;
- объединение гимназистов в общежития для экономии времени на дорогу и обучение;
- отстаивание демократизма школы;
- непрерывность начального, среднего и высшего образования для большей пользы обществу;
- индивидуальный подход к обучению ребенка на основе его природных склонностей и особенностей;
- соблюдение порядка, дисциплины, чистоты в учебных заведениях;
- разумное физическое воспитание, закаливание через народные игры;
- изучение детских болезней и перевод книги о болезнях на русский язык для пользования родителям;
- категорическое отрицание зубрежки, но требование понимания через применение в учебе наглядности материала, проведения опытов, практических навыков;
- заучивание только некоторого материала, как например, правил русского языка;
- введение классно-урочной системы (хотя считается, что ее ввел позже на 30 лет Ф. Янкович);
- система контроля за знаниями и прилежанием учеников;
- соединение преподавательской и научной деятельности;
- регламент для педагогов и аттестация зарубежных учителей.

Не все приведенное выше является конечным вкладом в педагогику, но заслуг столько много, что удивительна сама мощь выдвигаемых и воплощаемых идей великого ученого.

Можно подумать, что Ломоносывыми рождаются и из обычного ребенка вряд ли получится такой человек с мировым именем. Нужно ли мировое имя? Но тем не менее, обратившись к традициям воспитания на родине Ломоносова, можно наблюдать много фактов для размышления о становлении крепких талантов, которые можно развить в любом ребенке на сновании своих закономерностей.

Одной из составляющих частей культурных ценностей поморского Севера является поморская народная педагогика, включающая в себя воспитательный опыт народа. Это те воспитательные традиции, которые были средством закрепления и передачи по поколениям социального опыта, духовных ценностей. От старших поколений опыт передавался малым, широко использовалось народное творчество, фольклор, народная философия, опыт наблюдений и примет, обычаи через игры и игрушки. Народная философия учила детей рассуждать и мыслить. С малолетства дети помогали родителям в ловле рыбы, прядении, вязании сетей, трепали шерсть, работали в огороде и поле, чинили одежду, ткали полотна. Для мальчиков находились и более сложные задачи, как настоящее плавание на парусниках и лодках, запас дров, содержание в порядке снастей, отбор рыбы, столярные работы.

Было подмечено, что дети могли выполнять до 85 видов работ, хотя многие из них родители сделали бы сами без особых усилий. Но поморским родителям было важно передать свое ремесло, навыки, опыт детям. Поэтому дети росли крепкими, мудрыми и умели делать практически все, что взрослые. Именно поэтому, Ломоносов был всегда убежден, что основы воспитания ребенка закладываются в семье.

Ломоносов считал, что истинным подлинным педагогом может быть лишь гражданин-педагог, преданный науке, просвещению. Учитель должен был подавать пример не только словами, но и поступками, быть дисциплинированным и внимательным к своим воспитанникам. Ценил он в людях и воспитывал скромность, уважение, терпение, честность, дружелюбие. Авторитет хорошего учителя Ломоносов оберегал и был против выговоров в присутствии учеников. Для него достойный учитель был гарантом успешного обучения учеников.

Интересны фильмы о жизни Ломоносова, которые вы можете посмотреть всей семьей




Семилетик semiletik.blogspot.ru 

2 комментария:

  1. Ирина, здравствуйте. Спасибо за Вашу публикацию о Ломоносове. Великий человек!!! С огромным удовольствием и неподдельным интересом смотрела этот сериал.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Фильм очень интересный, мне кажется, что даже детям будет увлекательно, тем более в фильме такое стремление к учебе, науке, что хочется самому садиться за книги...

      Удалить