понедельник, 8 мая 2017 г.

Движение по Фельденкрайзу

Зачем двигаться правильно?
Моше Фельденкрайз, «Искусство движения», «Осознавание через движение»

Недавно совсем случайно познакомилась с искусством движения Моше Фельденкрайза. Что это такое и зачем о нем нужно знать?

В России очень мало знают об этом методе движений, а также о самом создателе. Моше и сам думал, что его открытия и выводы многолетних наблюдений и исследований немного сумасшедшие и никому не нужны, кроме него самого. Как оказалось позже, Фельденкрайз открыл то, что известно даже младенцам.

Урок Фельденкрайза от малышки Лив
Моше Фельденкрайз, являясь доктором физики и психологии, инженером, инструктором джиу-джитсу и дзюдо, йогом, основателем первой в Европе школы дзюдо, дал понятие движений в таком ключе, в котором будет возможно восстановить свои силы, научиться осознавать свои движения, улучшить состояние после травм, инсультов, параличей. Мне самой пришлось познакомиться с этим методом от родителей детей с заболеваниями ДЦП. Как выяснилось после знакомства с методом, он широко применяется и среди здоровых людей, отмечающих совершенно иное течение своих движений после обучения.
Метод Фельденкрайза широко используется в боевых искусствах, танцах, спорте для более глубокого понимания механики тела, раскрытия взаимосвязи ума и тела, совершенствования двигательных навыков.
Все движения выполняются медленно без напряжения и боли, но с полным осознанием происходящих изменений, порой сразу слишком заметными, чтобы в это не верить. И ошибочно мнение многих, что это обычная ЛФК с выученными движениями. Здесь кроется нечто другое. 

Итак, зачем мы учим детей поворачиваться, ползать, ходить, стоять… Может, дети все это знают сами от рождения и нам нужно только направлять? А что делать, если ребенок (взрослый) болен и ему нужна помощь в навыках движения? Предлагаем вам ознакомиться с методом Моше Фельденкрайза.



 «…Мы привыкли напрягаться даже тогда, когда в этом нет необходимости. Мы прилагаем усилия, которые не улучшают наших знаний; они улучшают нашу способность терпеть и напрасно тратить энергию…

…У людей, у которых нет свободы выбора, отсутствует самоуважение, они считают себя ниже других и даже ниже самих себя! Итак, чтобы иметь выбор, нам необходимы значительные различия. И чтобы их получить, вы не можете усилить стимул, однако можете повысить сенситивность. А поскольку сенситивность повышается тогда, когда снижаете стимул, значит, вы ослабляете усилие. Поэтому все, что вам дается с трудом, с болью и вызывает переутомление – бесполезно и никогда не пригодится в жизни. Вот почему люди ходят в школу и не запоминают ничего из того, что учили. Потому что они учили это с напряжением, по принуждению, прилагая огромные усилия, смущаясь, борясь, соревнуясь друг с другом, попросту заучивая материал. Это не учеба. Это упражнение. В таких условиях остается повторять одно и тоже столько раз, сколько нужно для того, чтобы учитель остался доволен. Вы переходите в следующий класс, давая ответы, которые хочет услышать учитель, в противном случае вам не поставят хорошую оценку. Многократные повторения, монотонные упражнения – мартышкин труд, так вы никогда ничему не научитесь. Лучшее, что вы можете сделать - это узнать один вариант ответа. И в этом случае вы теряете способность совершенствоваться…



…В любом сложном процессе для корректировки используются отклонения; также и при совершенствовании человека ошибки и отклонения нужно не подавлять, вытеснять или преодолевать с помощью силы, а использовать для совершенствования…

…Привычка как таковая может быть полезной; но мы слишком сильно полагаемся на нее, а критическое отношение к себе при этом заглушается, способность различать и распознавать уменьшается, а это постепенно превращает нас в машины, действующие бездумно…

…Важно научиться превращать движения, требующие усилий напряжения, в хорошие движения – которые прежде всего эффективны, а также удобны и легки…



…Скелет должен перемещаться из одного положения в другое, - например из сидячего в стоячее, - так, словно мышц нет вовсе, и кости связаны только связками. Чтобы быстро и эффективно встать с пола, тело должно быть организовано таким образом, чтобы кости двигались как скелет, поднимаемый за голову. Тогда мышечное усилие будет передаваться через кости и все усилия тазовых мышц превратятся в полезную работу…»

Итак, целью движений по Фельденкрайзу является грация и свобода, естественность, элегантность и легкость, самосознание и понимание себя. Если вы желаете больше узнать и данном методе и попробовать уроки самостоятельно, можете обратиться к книгам Моше Фельденкрайза «Искусство движения» и «Осознавание через движение», выдержки из которых приведены выше.

О методе и уроках Фельденкрайза можно ознакомиться на сайте Осознавание через движение http://feldy.ru

Книги Фельденкрайза http://www.koob.ru

Осанка по Фельденкрайзу


Видео о движениях, их природе 4 части




Работа с детьми с разными заболеваниями



Моше Фельденкрайз о мышлении вне зависимости от слов



Семилетик http://semiletik.blogspot.ru

6 комментариев:

  1. Ирина, спасибо, Ваша подборка материала и рассказ о книге - настоящая кладовая здоровья. Буду знакомиться и изучать.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Интересный метод и гибкий, очень мягкий и спокойный. Наверняка, сможет быть полезным всем, кто его попробует.
      И, к слову, с праздником, Анна Борисовна!

      Удалить
  2. Сегодня будет праздничный парад,
    Салюты расцветут, под небом синим.
    С победой поздравления звучат –
    И я всем сердцем подпишусь под ними!

    Желаю той свободой дорожить,
    Которую для нас завоевали,
    Мир и покой для близких сохранить,
    Не требуя награды и медали!
    С Праздником!!!

    ОтветитьУдалить
  3. Интересная идея! Что-то в этом есть!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, Оксана Дмитриевна, согласна, а про правильность осанки я теперь понимаю по-другому, узнав советы и разъяснения Фельденкрайза.

      Удалить